Вопрос: «Влияет ли отпевание на загробную участь человека?» Не зря святые отцы не включили отпевание в число семи таинств. При таинствах человеческая природа, наша личность претерпевают существенные изменения при нашем участии в исповеди, венчании или покаянии.
Чин прощания с телом и чин молитв над бездыханным человеком носит очень конкретную задачу. Он предназначен для утешения всех тех, кто воздает последнее целование и провожает человека в путь всея земли или душу ко Господу, тело в землю.
Существует церковное предание о том, что великий наш гимнограф, преподобный Иоанн Дамаскин, был побужден самой Богородицей написать утешительные стихиры, песнопения по причине очень горькой для всей братии кончины одного из них.
Составленные песнопения предназначены более всего для того, чтобы душа всякого, встретившегося со смертью своего близкого, не посчитала бы эту смерть последним событием в жизни человека, последней точкой его бытия.
Переход от временного к вечному есть та самая необходимость, которая еще в раю после грехопадения была Богом назначена для человека как средство не вечно отпадать, не вечно
находиться вдали от своего Создателя, но смиряясь, трудясь по духовному своему преображению, уповая на великую милость Божию, подаваемую в последующем Боговоплощении, обрести вновь единство с Господом.
Но это будущее вечное единение со Христом достигается не без креста, не без скорби, смерти по временному своему земному бытию.
Ошибочно предполагать, будто чин отпевания – это некоторое напутственное покаяние, которое будет зачтено, что это прошение не просто отдельных родственников, но церкви во главе со
священником или епископом о помиловании, как будто Небесный суд нуждается в подсказках или в разъяснениях, или в умилостивлении.
Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизглаголанными. У Бога нет пасынков, как говорит святитель Феофан, все родные дети, и Ему каждого из нас жальче, чем собственной матери жалко бывает свое непутевое дитя.
Поэтому чин отпевания составляет лишь образ нашего почитания сосуда бессмертной души телесного естества, которому, воздавая последнее целование, мы благоговейно препровождаем в землю, от которой он взят.
При этом бессмертная душа, сопровождаемая молитвами церкви, предстает перед Господом. И для нее, по слову апостола Павла, теперь уже все обнаруживается. Мироустроение также очевидно, как для того, кто его создал.
Ныне мы видим все как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, а тогда, в момент разрешения души от тела, узнаем все так, как мы сами познаны, создавшим нас.
А ныне пребывают сии три — вера, надежда, любовь, но любовь из них больше. Именно эти добродетели и утверждаются в чине отпевания как необходимейшие для человека
для периселения в вечное соблаженство с Господом и как проявление наших добрых чувств к усопшему, нашу молитву о том, чтобы всемилостивый Господь принял в свои вечные обители
усопшего православного христианина, презрев его некоторые несовершенства, которые остаются в душе кающейся, несмотря на все усилия во время земной жизни.
Недостаточные плоды покаяния большинство из наших близких усопших приносят, потому и необходима молитва Церкви, начиная с литий заупокойных, совершаемых сразу после кончины,
начиная с самого чина отпевания и последующие поминовения за проскомидиями на Божественной Литургии, на чтении Псалтыри в обителях, на панихидах и заупокойных литиях.
Все это отражение нашего единства с почившими в вере нашими близкими, и чин отпевания среди этих поминальных богослужений особенно торжественен в связи с погребением, которое после него совершается.
Текст сделан на основе видео с канала Экзегет.ру