Лишний вес и пагубные пристрастия: духовное оружие против них

Есть люди, которые работают с лишним весом, осознают и понимают наличие этих лишних килограммов и хотели бы как-то от них избавиться. Как правило люди, которые приходят на занятия, это у них не первая попытка, и в жизни они уже неоднократно пытались что-то сделать.

Одно дело, когда человек ставит перед собой цель избавиться от лишнего веса, и совершенно другое, если мы смотрим на эту проблему с духовной точки зрения, то в этом проявляется страсть чревоугодия, и человеку нужно не с лишним весом бороться, а нужно победить эту страсть.

Вообще нужно сказать, что к чревоугодию относятся и употребление алкоголя, наркотиков, табакокурения. То есть эти все химические наркотические вещества относятся к страсти чревоугодия, когда человек старается получить какое-то особое удовольствие от приема пищи.

Если мы попытаемся обобщить опыт и понять, как бороться с чревоугодием, то нужно сразу поставить перед собой задачу, что нужно у себя воспитывать добродетель воздержания. Чревоугодие побеждается воздержанием.

И еще я мог бы сказать для тех людей, которые ставят перед собой такую задачу, есть одна очень хорошая народная поговорка, которая говорит о том, что сколько в лес шел, столько из леса нужно выходить.

Необходимо понимание того, что, чтобы победить страсть, нужно сформировать добрую привычку, и этой привычкой, как мы сказали, является воздержание. И второе неотъемлемое условие заключается в том, что для этого необходимо время.

Целевая установка – упражнение себя в воздержании и понимание того, что необходимо время. Для того чтобы понять, как победить эту страсть, нужно ее детализировать – понять из чего она складывается, то есть разложить ее на все составляющие.

Читайте  Такую капусту "по-турецки" семья ест лучше мяса. Простой ужин без хлопот и дорогих ингредиентов. 30 минут в духовке - и готово

Как правило у человека есть какие-то ситуации, когда эта страсть проявляется наиболее ярко. И вот эти ситуации являются, собственно говоря, предметом для того, чтобы ее разобрать,

детализировать, понять, в какой ситуации возникает желание, а дальше с этим желанием уже начинать работать.

Каковы средства работы в этом отношении существуют?

Как об этом нам говорят святые отцы, упражняя себя в воздержании, необходимо понимать, что здесь необходимо контролировать по количеству время, качество пищи и объем этой пищи.

Что можно сказать о времени приема пищи?

Святые отцы говорят, что пища телесная не должна быть прежде пищи духовной. Именно поэтому мы в храме причащаемся натощак, то есть сначала духовная трапеза, а потом у нас идет уже пища телесная.

Я стараюсь как-то обобщить эти советы, но для конкретной практической реализации необходим разговор с духовником, нужно получить на все это благословение, чтобы тот человек, который дает благословение, мог бы дальше контролировать, как эти благословения выполняются.

Итак, первый прием пищи должен быть после духовной трапезы. К примеру, если литургия в храме заканчивается где-то в 11 часов, то не раньше 11 часов может быть первый прием пищи.

Здесь нужно сказать еще о том, что нет каких-то жестких рекомендаций, потому что обстоятельства жизни периодически у людей меняются, и когда-то это можно соблюсти, а когда-то в силу тяжелых физических нагрузок это соблюсти не получится.

Но тем не менее нужно выработать для себя какой-то регламент, какой-то чин, порядок и этому порядку стараться в жизни следовать.

Последний прием пищи тоже имеет особую рекомендацию. Человек последний раз вкушает пищу перед вечерней молитвой.

Если мы будем следовать церковной традиции и богослужебному уставу, который регламентирует наш путь в Царствие Небесное, то, скажем, вечерняя служба в большинстве

Читайте  Почему рыба при засолке превратилась в "размазню". Ошибки, которых следует избегать

храмов начинается в 17 часов, примерно к 18-18.30 она заканчивается, после этого должен быть последний прием пищи, дальше вечерние молитвы, и человек отходит ко сну.

По количеству принимаемой пищи тоже есть определенный регламент. Когда человек начинает вкушать пищу, то первые импульсы из желудка в мозг придут не ранее чем через 15-20 минут.

Поэтому прием пищи должен быть достаточно продолжительным по времени, нужно не спеша кушать пищу.

Это тоже одна из проблем, потому что люди, которые имеют пристрастие к чревоугодию, пищу вкушают очень быстро, часто не прожевывая, а глотая. Поэтому на это нужно обратить внимание.

По количеству съеденного, как нам об этом говорят святые отцы, нужно тоже определить для себя определенную меру. И мера эта заключается в том, чтобы, как они говорят, после приема пищи оставались силы для молитвы.

Если после приема пищи человека начинает клонить ко сну, то он уже пресытился. Себе нужно определить эту меру, чтобы это чувство сонливости не возникало.

Мне вспоминается замечательный пример удивительного человека, трезвенника, общественника, выдающегося ученого, Федора Григорьевича Углова, когда мы были у него на 90-летие, а он в 90 лет как врач-кардиолог делал еще хирургические операции на сердце.

Его спросили, в чем его секрет долгожительства. И он сказал очень простую вещь, что он, как правило, после обеденного стола пересаживается за рабочий стол.

О чем это говорит?

То есть у него нет пресыщения пищей. Почему у человека возникает чувство сонливости? Потому что организм должен эту поступившую пищу переработать, и эта пища в результате процесса метаболизма превращается во внутреннюю психическую энергию, дает человеку уже силы для жизни.

Читайте  Холодильник вновь будет пахнуть, как новый. Вонь «поглотит» не рис и не уголь, а эта вещица

А если человек вкушает больше нормы, то тогда уже мало того, что получаются лишние килограммы, но и человек, вкушающий лишнего, он, как правило, в жизни очень неактивен, ему тяжело эти лишние килограммы на себе носить и переваривать их.

Еще хотелось бы сказать о качестве пищи. Опять-таки мы помним главную цель – упражнение в воздержании. Для этого необходимо контролировать себя по регламентации, когда есть постные дни, когда есть скоромные дни, когда мы можем вкушать ту или другую пищу.

Церковь определила среду и пятницу каждой недели как упражнение для воздержания, и пост – это школа воздержания, и есть помимо этого большие посты в течение года.

Поэтому следование практике, которая существует в церкви для упражнения себя в воздержании через посты, это проверенная опытом школа, которая помогает человеку обрести этот опыт воздержания.

Будем воздержаны, будем стараться следить за количеством принимаемой пищи и радоваться не только вкушению пищи как снеди, которая насыщает нашу с вами плоть, а больше всего стремиться к пище духовной, которая ведет нас с вами в жизнь вечную.

Текст сделан на основании видео с канала «Протоиерей Игорь Бачинин»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *