Почему в храме служат вечером утреню, а утром — вечерню

Вопрос: «Почему в храмах вечером служат утреню, а вечерню, бывает, что служат утром? Как так получилось?»

Ответ батюшки: Все дело в том, что богослужение в церкви совершается по книге, по Типикону, по-русски сказать «по уставу». Это монастырский устав. Как он вообще выглядит?

Как, например, в Афонском монастыре происходит молитвенная жизнь?

Во второй половине дня совершается короткая вечерня, около часа, потом идут на трапезу, после трапезы повечерие, примерно полтора часа, потом сон где-то 4-5 часов, и ночью встают,

примерно в полночь, и начинается богослужение – полуночница, утреня, первый, третий, шестый час, и служат божественную литургию. Утром трапеза, небольшой отдых, и днем занимаются какими-то своими хозяйственными делами, послушанием.

Для монастыря такой режим богослужения по уставу оправдан, понятен. Вся жизнь устроена под молитву.

В наших монастырях, где тоже есть уставное богослужение, там сделано несколько иначе. В основном с утра начинается, скажем, в 5 утра, во многих монастырях начинается

братский молебен, потом полунощница, утреня, первый, третий, шестый час и литургия. Остальные службы уже вечером.

Но представьте, если, скажем, взять в том же виде и перенести это на приход. Сможет ли вынести человек постоянно, чтобы служба была утром 5-6 часов? Понятное дело, что нет. Поэтому утром остается служба небольшая – третий, шестый час и литургия. И то получается 2,5-3 часа.

А вечером можно поставить службу. Но какую? Если поставить вечерню, она слишком короткая. И опять же теряется утреня. А утреня наиболее наполнена смыслами.

Там читается часто Евангелие, совершается полиелей, совершается помазание святым елеем, совершается канон празднику. То есть на утрени вся полнота праздничного богослужения.

Либо её надо очень сильно сокращать, многие части просто убирать и ставить утром, либо ставить вечером. Из двух таких путей обычно выбирают поставить утреню с вечера.

Читайте  Цель исповеди – это не просто разгрузиться! Батюшка ответил тем, кто боится исповедоваться

Уже много веков у нас утреня в приходских храмах совершается с вечера. Поэтому мы слышим, когда стоим вечером «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви».

Вот таким образом, ради того, чтобы прихожане имели силы и возможность поучаствовать в этом прекрасном богослужении, вечером на утрени, а утром прийти на литургию.

Скажут, а как же утром бывает вечерня?

Вечерня бывает по-разному. Ну, во-первых, бывает так, что вечерня соединена с литургией. В монастыре все понятно, в те дни, когда по уставу так стоит, это значит, что в этот день в монастыре пищи не положено.

То есть с утра встали, целый день проходят в посту, и теперь служится уже вечером вечерня, служится литургия, за которой и причащаются.

Для мирской жизни установить такой строгий порядок невозможно. Поэтому это же богослужение, которое по уставу так совершается, ставится на утро. Поэтому мы слышим утром «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви».

А еще бывают случаи, как например на Троицу, когда вечерня служится после литургии по причине того, что полный храм народа принял участие в этих чрезвычайно важных

молитвах коленопреклоненных, и чтобы дважды не собирать, утром и еще в воскресенье вечером, поэтому вечерня как чин богослужения присоединяется сразу к Божественной литургии.

Это неудивительно. Ведь для человека, который, например, работает ночью, а днем спит, как для него совершаются утренние и вечерние молитвы?

Он вечером проснулся, что он будет читать? Он будет читать утренние молитвы. Хотя вечер, он же проснулся, и там читается «От сна восстав, полунощную песнь приношу Ти, Спасе», потому что он проснулся.

Потом он ночь отработал, пришел утром домой, ложится спать. Что он будет читать? Хотя утро будет читать молитвы на сон грядущим, вечерние молитвы, вечерние правила. Потому что правило приспосабливается к его жизни.

Читайте  Не удержалась и накупила гору канцелярских резинок, но использовать их буду совсем по-другому. Покажу, как они упрощают быт

Точно так же и Типикон, наш устав, столетиями приспособился к нашей приходской жизни. Если в монастырях утреня утром совершается, а вечерня – вечером, а всенощное бдение, например,

на Афоне, длится всю ночь вместе с литургией, то для нас немощных все совершается так, чтобы нам возможно было во всей полноте в этом принять участие.

Я слышал такие замечательные слова, что в церкви, где столетиями вечерня совершается утром, а утреня совершается вечером, она непобедима никакими адовыми вратами, потому что мы действуем не по бумаге, а по любви.

Текст основан на видео с канала «Священник Валерий Сосковец»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *