Мудрец с улыбкой Чеширского Кота, человек мира и особый представитель так называемого русского рока — сколько бы я не перечисляла, всегда будет мало!
Лидер группы «Аквариум» Борис Борисович Гребенщиков давно закрепил за собой звание философа, космического музыканта и бесконечно колоритного персонажа.
Как будет сказано в титрах:
Мир ловил его, но так и не поймал.
Как сказано в титрах:
Мир ловил меня, но так и не поймал.
♦ «Месть королевы Анны» – песня группы «Аквариум»
Поймать нашего дорогого БГ, несомненно, задача сложная, учитывая, что сейчас он активно странствует по миру в поисках вдохновения и справедливости.
Да и раньше петербуржский рокер оставался не более, чем легким бризом для слушателей и интервьюеров.
Очевидно, не понял Гребенщикова и его величество В.В. Познер, решивший устроить с гостем беседу о Боге, СССР и действующей власти.
Но мне не хотелось бы идти по этой проторенной дорожке, когда есть тема, которую действительно стоит обсудить — я о музыке.
И перед тем, как мне вздумается препарировать тексты, сравнивать мелодии и отрываться от земной почвы вместе с БГ, спешу заверить, что признаю все оттенки, не делю песни на чёрные и белые.
Иными словами, люблю выдающегося отечественного буддиста-индуиста-филантропа, ценю его, но не слепо!
«Радио Африка»: почему Дэвид Боуи был в восторге?
1983 год. Эпоха Брежнева, подпольные концерты, лидеру группы «Аквариум» всего тридцать, а впереди — участие в программе «Музыкальный ринг», дискуссия с Дэвидом Леттерманом о гонорарах и, конечно же, незабываемая ночь с американскими рокерами — до ужаса романтично…
«Боуи работал с Игги Попом и был этим вполне доволен. Просто Джоанна Стингрей небезызвестная как-то через свои связи довезла до него «Радио Африку».
Он проникся, мы какими-то записками обменивались, и он даже мне гитару прислал — Fender Squire, которая потом к Ляпину попала»
Поездка в США в период закрытых границ, признание таланта западными звездами — те вещи, которые сами собой вызывают в сердце гордость и приятное смущение.
Однако высокая оценка Дэвида Боуи несколько настораживает. Одна из причин — языковой барьер, который невозможно полностью преодолеть даже профессиональному лингвисту.
Дэвид просто не мог оценить такие составляющие произведения, как метафоры, литоты, ассонансы и прочие средства художественной выразительности. Это я ещё молчу об интертекстуальности.
А кроме того, есть ли дело мировому артисту до русских рокеров? Вряд ли американский художник, продюсер, актер и певец, записывая в 1981-ом году знаменитую «Under Pressure», вдохновлялся нашими берёзами.
Всё было с точностью до наоборот. Нет, не с берёзами, с Гребенщиковым. Объясняю на буквах: чтобы не делить строчки на черные и белые, сыграем в игру «тонкое и жирное».
Начинает команда Фредди и Дэвида, завершает — наш гуру БГ:
Это ужас осознания того, каков этот мир…
И можно быть, надменной, как сталь,
Хорошие люди кричат: «Выпустите меня!»
И можно говорить, что все не так, как должно быть,
Завтрашняя молитва сделает меня сильнее…
И можно делать вид, что ты играешь в кино
Но… давление на людях, а люди на улицах…
О людях, живущих под высоким давленьем – но…
Вот вам и тонкий, и жирный намёк на плагиат / уважение — это уж кто как видит. Но самое интересное — в нотах.
В трезвом уме заявляю: припевы спеты практически идентично. Историческая справка: песня из легендарного «Форреста Гампа» была записана в далеком 1980-ом.
Она вышла в составе одноименного альбома, который тут же получил восторженные отзывы, а в последствии провел шесть недель на вершине чарта Billboard.
Естественно, на одной песне я не остановлюсь, но задержаться в восьмидесятом всё же стоит. Хотя бы потому, что именно этот год явил миру дерзкую песню «Another One Bites the Dust» группы Queen.
По всей видимости, БГ решил, что мы нуждаемся в красивом переводе этой заморской строчки, а потому выпустил трек под названием «Ещё один упавший вниз». Ну, ладно, куплеты свои — уже прекрасно.
Однако на весь альбом Гребенщикова не хватило: несколько композиций длинной в минуту-две вообще лишились текстового наполнения.
Мелодия также не вызвала у группы беспокойства — слегка украсим стандартные гаммы, до слез знакомые роялю, и дело сделано!
Чем больше копаем — тем больше вопросов, а это опять же не дает мне понять, что так тронуло в песнях БГ красавчика Дэвида Боуи. Родные мотивы, харизма исполнителя? Есть повод для споров.
Находки Великого Плагиатора
Это сейчас всякий может регулировать скорость проигрывания в приложениях и видеохостингах, а в те далекие времена, когда группа «Аквариум» писала музыку для культового фильма «Асса» 1987 года, такие навыки были в цене.
Да и кто станет искать подвох в безобидной монотонной песне, которая так и вводит зрителя в необходимый транс? Борис Борисович, я стану искать, извиняйте!
И понять меня не трудно — достаточно послушать творение Гребенщикова, а после включить «Here He Comes» Брайна Эна 1977-го. Важно: для зарубежной композиции необходима скорость 0.75.
Вот, что я называю магией! Перейдем к вишенке нашего музыкального тортика. Если в вышеперечисленных треках БГ старался совместить несколько источников или же видоизменить их, то песня «Что нам делать с пьяным матросом?» 2008 года выводит автора на новый уровень.
Впрочем, заметила это не только я, но другие внимательные поклонники БГ со стабильным интернетом. Настало время оправданий:
Отвечая на вопросы читателей портала «Лента.ру» 3 декабря 2008 года, Борис Борисович говорил, что существует одноименная старинная английская песня.
Однако тогда же музыкант отметил, что ничего общего между этими произведениями нет. Название же он перенял потому, что посчитал интересной сентенцию, которую захотел увековечить на русском языке. Ничего общего? А ирландские мотивы? Ну, значит, ничего… Показалось.
Это плагиат и это можно!
Будет несправедливо окрестить Гребенщикова типичным музыкальным жуликом, особенно, если смотреть на плагиат как на способ совмещения культур и жанров. Да и не все его песни имеют под собой американскую почву.
«Русский альбом», «Лилит», «Время N» — лично я очень благодарна Борису Борисовичу за эти сборники. Однако отрицать некоторый обман и упрощение творчества не представляется для меня возможным.
Нет-нет, я не забыла, что авторы ограничены диапазоном в семь нот, струнами гитары и партитурой.
Но группе ABBA как-то удавалось писать всё новые и новые мелодии, сохраняя авторский стиль и прекрасные голоса.
Жаль, что отечественных (и не только!) музыкантов частенько одолевала (и одолевает!) лень.
Вот так сидишь, смотришь, как композиторы, подобно школьникам 21 века, бегают по мировой паутине в поисках решений… и удивляешься не по-детски. Гребенщиков, кстати, математик. Знает, как и на что рассчитывать!