Вспоминаю недавний сериал режиссёра Фёдора Бондарчука «Актрисы». Сериал как сериал. К нему хорошо подходит слово «новый».
Яркий, с быстро меняющимся планами, с известными (по тем же сериалам) актёрами. Но сейчас не об этом, а о чём больше всего говорили, анализируя этот фильм. Говорили, что вот теперь «вскрыта вся подноготная закулисной жизни».
Показана настоящая жизнь актёров, именно как «сукиных детей». Напомню, что так иногда именовали людей этой профессии.
Эгоистичные, ранимые, легковозбудимые, готовые ради роли на все. Их и хоронили как шутов.
Сукины дети, короче говоря.
Так много я писала о том, как тяжко ждали роли и как долго актёры могли быть в простое. Сколько трагических историй знаем.
Так подумать, можно и понять этих «сукиных детей», готовых ради работы на все.
А есть и еще один аспект. Профессиональный
Когда актёр так отдаётся работе, что все остальное отлетает. Как судьбы семей кладут на киношный алтарь. Гурченко, например. Ее только ленивый не осудил за это или за ее перекроенное сто раз лицо.
Но вспоминается ее интервью, где она яростно говорила о том, что в жизни всем положено стареть, а ей не прощают ни одной морщины. И о том, что в своих простоях она «держала лицо в порядке», чтобы всегда быть готовой хоть к какой роли.
Или как овладевают разными навыками, чтобы сыграть точнее. Вон, Ольга Аросева даже троллейбус научилась водить ради роли в «Берегись автомобиля», а Владимир Машков – поездом стал управлять для съёмок в фильме «Край».
Читаю воспоминания о недавно ушедшем Сергее Колтакове. Исключительный актёр. Я его сразу выделила после давнего фильма «Зеркало для героя» (1987).
Так вот люди пишут о том, как он был избирателен в ролях. Но если сценарий и режиссёр были для него интересны, то для дела он мог себя переломить.
Вот Вадим Абдрашитов снимал трагедию «Армавир» (1991). Главные роли играли Сергей Шакуров и Сергей Колтаков. Актёры не разговаривали после давнего конфликта в театре имени Станиславского.
Но дело превыше всего. Фильм получился именно из-за их актёрской химии. Дело – важнее личных амбиций.
Посмотрите сериал «Уходящая натура» (2014), где Колтаков играет главную роль режиссёра кино. Этот фильм приоткроет многое в неоднозначной и зависимой актёрской профессии. И, кстати, гораздо лучше, чем в сериале «Актрисы».
Или почитать про Андрея Миронова. Вот уж кто ради настоящей роли жертвовал всем и готов был на все. Как, например, он видоизменился, убрал свой привычный шик и лоск для «Фантазий Фарятьева» (1979).
Валентина Шарыкина вспоминает, как Миронов ей сказал, что ради роли он готов не только играть голым, но и кусок дерьма в кадре съесть. «А если нет, значит, ты не артистка!»
Когда Валентин Плучек ставил «Безумный день, или Женитьба Фигаро», то у Шарыкиной не складывался дуэт с Мироновым (изначально она предполагалась на роль Сюзанны).
И Андрей Миронов искренне предложил Шарыкиной наладить отношения в постели.
Юная актриса гневно отказалась, поругалась с премьером Сатиры. Она думала о ненужности мимолетной интрижки, о гордости, об отсутствии влюблённости у Миронова. Да мало ли о чем.
Прошли десятилетия. Спектакль «Женитьба Фигаро» вспоминают как один из лучших в нашем театре ХХ века. Все восторгаются гениальной игрой Миронова.
И теперь Шарыкина говорит, что понимает Андрея. Она давным-давно его простила за то некрасивое предложение.
Ведь Миронов думал только о своём Фигаро и никакие мужские притязания были тут не главными. Он искренне считал, что постель поможет спектаклю. Все остальное для него уходило на задний план.
Кстати, Валентина Шарыкина сказала и о том, что ради сцены вот она не была готова на все. А в актёрской профессии без этого ничего не получится.
Валентина Шарыкина так и осталась «пани Зосей» из «Кабачка «13 стульев» (которую помнят только такие динозавры, как я). А Миронов-Фигаро до сих пор – театральный ориентир.
Есть актёрской ремесло и ремесленников у нас в кино и театре полно. А великий успех дан не всем. Хотя цену все великие заплатили максимально. Но зато с ними до сих пор невозможно конкурировать.