Валентина Теличкина о своих романах на съемочной площадке и не только

10 января народной артистке России Валентине Теличкиной исполняется 79 лет. Когда-то однокурсники беззлобно подтрунивали над Валей, за глаза называя ее «Село», «ДерЕвня», тем самым подчеркивая ее ярко выраженную «глухую» провинциальность.

После фильма «Начало» за ней закрепилось еще одно ироничное прозвище — «Нефертити». (Помните, там у ее героини есть фраза: «А меня Иван Сидорович Нефертити назвал!»)

А эта слегка манерная, с неторопливой распевной речью и какой-то необъяснимой манкостью «ДерЕвня» и «Нефертити из села» Валя Теличкина стала выдающейся русской актрисой, своим самородным талантом затмив и заткнув за пояс многих супер красавиц советского кино.

В. Теличкина. Фото из открытых источников

ВАЛЕНКИ И ТРИ ЖИЗНИ ИВАНА ТЕЛИЧКИНА

Валентина (что в переводе с латинского – «сильная») родилась в год Победы — 10 января 1945 года в селе Красном Горьковской области, став седьмым, самым младшим и довольно поздним ребёнком в семье. В день ее рождения маме исполнилось ровно 40, а отцу к тому времени было уже 46.

«Мой папа, — вспоминала актриса, — говорил: «Мы знали: Валентина у нас родилась – значит, вот-вот будет Победа». Это, конечно, была шутка, но в мое детское сознание это вошло как истина, что я действительно принесла Победу».

Как годы спустя признавалась Валентина Ивановна, она вообще могла не появиться на свет. Дело в том, что Советская власть не приняла ее отца – зажиточного крестьянина Ивана Теличкина. До революции, пока некоторые его односельчане пили горькую и валяли дурака, он валял… валенки.

Причем был таким знатным мастером, что отмеченные золотым именным клеймом «валенки Теличкина» славились на всю округу, поскольку грели в любой мороз и не знали сносу.

Он никого не угнетал, соседей-батраков не обижал, но «на свою беду» разбогател – построил добротный дом, завел скотину. Поэтому в сумасшедшие 1920-е был признан «врагом трудового крестьянства» и раскулачен – все имущество семьи конфисковали.

Все бы ничего… Рукастый и работящий Иван Теличкин быстро встал на ноги, построил новый дом, женился на Татьяне Дмитриевне, в семье родились три дочери и два сына.

Он новую власть не ругал, обид на нее не держал, однако в 1930-е вновь попал под раздачу и был раскулачен еще раз. Довольно темная история, что конкретно ему инкриминировали, но на этот раз все было куда серьезней – его решили… расстрелять.

Чтобы спасти детей от грядущих репрессий, супруги — по совету родственника-юриста — развелись. По семейной легенде, от расстрела Ивана Федоровича спасла его сестра — она продала все семейные драгоценности и каким-то чудесным образом «выкупила брата».

Но вскоре по ложному обвинению Иван Федорович получил тюремный срок и отбыл его «от звонка до звонка», потеряв в заключении свое здоровье. Выйдя на свободу, он воссоединился с семьей, работал слесарем, его жена — продавцом.

Вот почему Валя была поздним и самым любимым ребенком. О том, что она «кулацкая дочь», девушка узнала только в 16 лет от посторонних, в семье эту тему не затрагивали – берегли детей. Но на ее любовь к отцу это «известие» никак не повлияло.

Наоборот, Валя для себя решила: «если самый лучший человек в ее жизни был кулаком, значит, кулаки были хорошие люди». «В детстве-то мне хотелось кричать, что мой папа – Иван Теличкин!», — признавалась актриса.

«Судьба отца очень непростая, как и у многих, чьи молодые годы пришлись на послереволюционное время. Его раскулачивали, сажали в тюрьму, над ним висела «расстрельная» статья. Ему трижды приходилось начинать жизнь с нуля.

Но из этих испытаний он вынес мудрость и смирение. Папа говорил: «Доченька, достаток — это Божья благодать, а избыток — это наказание Господне. Поэтому государство и отбирает у меня лишнее».

Такого человека, как моего папу, просто невозможно было не любить. За ним мы были как за каменной стеной, он умудрялся помогать нам, даже когда сидел в тюрьме».

Валентина Ивановна навсегда сохранила сильнейшую духовную связь с отцом, а из его «кулацких» черт унаследовала способность во всем полагаться только на себя и все делать самой.

Валя в юности. Фото из открытых источников

«НЕУЖЕЛИ, ДОЧКА, ТОЛЬКО НА ЭТО И ГОДИШЬСЯ?»

Актерские способности у Вали проявилось в два с половиной года, когда она спела частушку в детском садике, и с тех пор ее выступление стало желанным на каждом утреннике.

«Я просто не помню себя, чтобы я не выступала, — рассказывала Теличкина. — Чуть позже к моему «концерту» прибавились танцы, я лихо отплясывала «Барыню». Помню, для меня не было большей радости, чем выступить дома перед гостями.

У нас было не принято приглашать детей к столу, когда там веселятся взрослые гости. Я сидела и ждала, когда все разогреются и спросят: «А где же наша Валька, что же это она нам не споет и не спляшет?» И тут я выходила и начинала свое выступление — это было такое счастье!»

С первого класса Валентина активно занималась в школьном драмкружке, играла в спектаклях. На концертах юной артистке доставалось больше половины номеров: она пела, танцевала, читала стихи, играла на гитаре в струнном оркестре. Примерно с пятого класса появилась четко осознанная мечта — стать актрисой.

Читайте  «Вы тут девять дней празднуете?»: Леру Кудрявцеву высмеяли на работе после ее «смерти»

«В старших классах мне даже доверили вести три кружка: танцевальный, драматический и художественного слова. Мы готовили большие концерты, которые, кстати, по своему профессиональному уровню были гораздо выше, чем нынешнее телевидение».

Кстати, Иван Федорович всячески поощрял увлечение младшей дочери художественной самодеятельностью. Он очень любил ее выступления и не пропускал их. Однако выступил категорически против того, чтобы она стала актрисой.

«Ему это дело казалось несерьезным. И когда я уже точно уезжала, папа сказал: «Ну что ж ты у меня такая дура, что только на это и годишься?» — с улыбкой вспоминала Валентина Ивановна.

— Поэтому я все время хотела ему доказать, что этим делом не дураки занимаются, что на это нужно очень много и ума, и сил, и способностей».

В. Теличкина — студентка ВГИКа. Фото из открытых источников

ТРАГИКОМЕДИЯ СЕЛЬСКОГО МАСШТАБА

В 1963 году Теличкина окончила среднюю школу и отправилась в Москву. 18-летняя девушка с первой попытки поступила во ВГИК — в мастерскую Владимира Белокурова.

И долго не могла поверить своему счастью: она учится в столице, у лучших педагогов, а главное – сбывается ее мечта.

Позднее Валентина Ивановна признавалась: первые два года она сидела в основном на воде и хлебе, и при этом стеснялась получать стипендию – не понимала, как можно брать деньги за занятие любимым делом.

У родителей не было возможности финансово ей помогать, поэтому она шла в кассу на второй день, чтобы никто из однокурсников не видел…

А курс у Теличкиной был очень сильный и дружный – Екатерина Васильева, Валерий Рыжаков, Наталья Рычагова, Антонина Лефтий, Ингрид Андринь, Алексей Инжеватов, Арина Алейникова.

«Было ли мне тяжело? Нет. Мне кажется, меня все на курсе любили. Сильно позже я узнала, что про меня говорили: «Село…» Но я не обиделась. Да, село. Но поступила, выучилась! И это не бахвальство, а благодарность судьбе».

В. Теличкина в молодости. Фото из открытых источников

Уже на третьем курсе Теличкина дебютировала в кино, сыграв небольшую роль в киноповести Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Таежный десант». С этой картиной связана трагикомическая история.

Разумеется, Валентине безумно хотелось, чтобы фильм с ее участием увидели родители и односельчане. Ленту привезли в ее родное село Красное. Узнав по сарафанному радио, что сейчас «покажут нашу Вальку», в клубе собрались все – и стар, и млад.

Но… актрису Теличкину на экране они так и не увидели. Оказалось, перед «премьерой» местный киномеханик из «лучших побуждений» вырезал из киноплёнки все кадры с ее участием и подарил их на память своим друзьям и родственникам.

В фильме «Таежный десант», 1965 год

Сельский «бенефис» и «вселенскую славу» Валентине Теличкиной пришлось отложить до лучших времен. И вскоре они наступили – Сергей Герасимов пригласил начинающую актрису в свой новый фильм «Журналист».

Эта социальная драма была крайне важна для режиссера-мэтра, снявшего знаменитую «Молодую гвардию». Достаточно сказать, что сниматься в «Журналисте» Герасимов (кстати, за немалый гонорар в валюте) пригласил французскую кинозвезду Анни Жирардо.

Сценарий был им написал специально для своей любимой ученицы – Галины Польских. На главные роли были утверждены Юрий Васильев, еще один любимый ученик Сергея Аполлинариевича – Сергей Никоненко, Иван Лапиков, Василий Шукшин…

А вот на роль журналистки-курьера и машинистки сельской газеты Вали Корольковой Герасимов долго не мог никого найти. Он перепробовал два десятка актрис, но все это было не то – ему нужна была «особенная девушка».

Съемки уже шли полным ходом, а роль курьера все еще оставалась вакантной. Попробовать Теличкину режиссеру посоветовала супруга – Тамара Федоровна Макарова, которая запомнила молодую актрису по студенческим спектаклям во ВГИКе.

«Журналиста» снимали на родине Герасимова – на Урале. Девушка прилетела на пробы в город Миасс Челябинской области глубокой ночью. Увидев Теличкину, сонный режиссер сразу понял: это то, что он искал.

«И Сергей Аполлинариевич, я помню, ликовал просто-напросто, – вспоминал Сергей Никоненко. – Он говорил: «Ох! Какая девчонка приехала! Ай-яй-яй, ребята! Ребята, победа!»

В 1967 году картину посмотрели почти 28 миллионов зрителей. Он был признан «Лучшим фильмом года» в СССР, получил главные призы V московского международного кинофестиваля и МКФ в мексиканском Акапулько. Все его создатели и актеры «проснулись знаменитыми». В том числе Валентина Теличкина.

В. Теличкина и Ю. Васильев в фильме «Журналист», 1967 год
В фильме «У озера», 1969 год

«Нашу Вальку» наконец посмотрели и ценили в Красном. И хотя родители «очень сильно расстроились» — они-то, конечно, считали, что в жизни их дочь куда симпатичнее и умнее, чем на экране, актриса восприняла их «критику» как серьезный комплимент. Значит, созданный ею образ удался!

«Актерская судьба во многом зависит от случая, — так оценивала свои первые шаги в кино Валентина Ивановна. — Мне повезло стартовать в фильме Герасимова «Журналист».

Дело в том, что Сергей Аполлинарьевич в основном снимал своих учеников и приглашал актеров со стороны крайне редко. Это как раз был мой случай. Главное уметь воспользоваться такой удачей».

НЕ СТАТЬ АКТРИСОЙ ОДНОЙ РОЛИ

После «Журналиста» режиссеры кинулись приглашать Теличкину в свои фильмы — она получала до трех предложений в день.

Но все они были на удивление однотипными – ей предлагали сыграть еще одну курьершу Валю Королькову в предлагаемых обстоятельствах, то есть хотели и дальше эксплуатировать необычный и успешный типаж. Но здесь молодая актриса показала свой стальной характер.

Читайте  Цискаридзе заявил, что сделал из Волочковой звезду. Миллиардер Керимов занервничал

«Во ВГИКе нас учили: смотрите, как бы на вас ярлык не повесили. После успеха в фильме «Журналист» у меня были очень трудные полтора года. Не было запускающейся группы, которая бы меня не пригласила.

И все режиссеры, как сговорившись, стали предлагать мне варианты того же самого образа. Я быстро сориентировалась и стала всем отвечать: простите, но подобное я если еще и буду делать, то только у Герасимова. Интуиция спасла меня от опасности стать актрисой «одной роли». Но было от чего впасть в отчаянье».

Следующим фильмом, где талант Теличкиной проявился во всем блеске, стала мелодрама «Осенние свадьбы». Режиссер Борис Яшин «Журналиста» не видел, ему просто сказали: «Есть одна молодая девчонка, классная характерная актриса…»

В фильме «Осенние свадьбы», 1968 год

«Когда у нас начался подготовительный период, — вспоминал режиссер Борис Яшин. — я уже стал просто умирать от количества тех молодых актрис, которых мне пришлось посмотреть, — потому что они все были талантливые, все молодые, все красивые, но они все были не из нашей картины.

И наконец, пригласили Валентину Теличкину на репетицию, на фотопробы, на кинопробу… Единственное, что я запомнил, это — вошла героиня нашей картины. Меня как молния поразила: я понял, что это она». Это была первая главная роль Валентины Ивановны и сразу – успех.

А затем была роль Валентины (подруги главной героини, которую гениально сыграла Инна Чурикова) в знаменитом фильме Глеба Панфилова «Начало», откуда в народ пошли ее фразы «А меня Иван Сидорович Нефертити назвал», «Нельзя мне целоваться… слаба… млею».

Кстати, фразу про Нефертити придумала именно Теличкина. И мало кто знает, что изначально эта роль предназначалась Нонне Мордюковой, но Валентина Ивановна на пробах сразила всю съемочную группу просто наповал.

В фильме «Начало», 1970 год

Валентина Теличкина: «Думаю, перелом в том, как меня видят режиссеры, произошел после «Осенних свадеб» Бориса Яшина. Мне стали предлагать очень необычные роли.

От первого предложения Леонида Гайдая я отказалась – от роли царицы в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Мне показалось, что там просто нечего делать. Я не люблю коллекционировать фильмы, как бусы нанизывать.

Отказывалась я всегда много, даже когда была вообще без работы. Не нужно мне «лишь бы что-то». Слава Богу, что после того случая Гайдай пригласил меня в фильм «Не может быть!» на роль «многодетной невесты». Мне повезло с режиссерами.

Я вот только горюю, что не пригодилась Василию Макаровичу Шукшину, которого я бесконечно любила. Рано он ушел…»

В фильмографии народной артистки России Валентины Теличкиной — 74 фильма. По меркам советско-российского кино – не так много. Зато не менее половины – признанные шедевры.

Среди самых дорогих дня нее – «Журналист», «Начало», «Не может быть!», «Пять вечеров», «Впервые замужем», «Васса», «Портрет жены художника», «Кадриль»…

По собственному признанию, дороги они ей тем, что в каждом из них она работала по любви: ей нравилась либо роль, либо режиссер. А вот фильмов, с которыми Теличкина «рассталась бы, не глядя», — не больше десятка.

Еще она гордится, что ни разу в жизни не согласилась «проповедовать сомнительные ценности», снимаясь в откровенных сценах, пошлятине и чернухе. Не допускала такой мысли, даже когда остро нуждалась в деньгах…

«К счастью, мне посчастливилось работать с такими мастерами, как Глеб Панфилов, Леонид Гайдай, Борис Яшин, Иосиф Хейфец, Эльдар Шенгелая, Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Григорий Чухрай…», — говорит Валентина Теличкина.

С Л. Куравлевым в комедии «Не может быть!», 1975 год
В фильме «Пять вечеров», 1978 год

«СЕКС-СИМВОЛОМ СЕБЯ НЕ СЧИТАЛА»

О своих романтических отношениях Валентина Ивановна никогда не распространялась, сколько бы ее ни пытали журналисты. Обмолвилась лишь однажды, что чрезвычайно влюбчивая по натуре и с коллегами по съемкам у нее случались романы.

«Только, — добавила она, загадочно улыбаясь, — если я назову тех, кто мне нравился, вы даже не вспомните, кто они такие». При этом актриса утверждала, что никогда не получала ролей через постель и не крутила романов с режиссерами.

«Когда говорят, что актрисы проникают в кино через постель, — это все чушь. Я никогда не вводила в грех режиссеров. Это не значит, что режиссеры в меня не влюблялись. Я знаю, что это было. Но это не значит, что между режиссером и актрисой, которая ему нравится, обязательно что-то должно быть.

И они меня приглашали сниматься и второй, и третий раз только потому, что наши отношения ничем не были омрачены. Мне всегда хотелось, чтобы меня, прежде всего, считали хорошей артисткой», — поясняла Теличкина.

По словам Валентины Ивановны, красивой женщиной она никогда себя не считала» и к званию «секс-символа Советского Союза» всегда относилась спокойно.

«Мне кажется, что я всего-навсего не самый большой урод на этом свете, — иронизировала она, отвечая на каверзные вопросы. — К комплиментам о внешности я отношусь спокойно. Мне гораздо приятнее, если отмечают какие-то мои человечески черты, находят, что я — не дура».

Тем не менее, однокурсник Теличкиной ныне покойный Валерий Рыжаков рассказывал, что «от Валентины голову теряли многие – в такую красивую барышню было невозможно не влюбиться».

Читайте  Немного пикантных фото! И хотя это довольно личное помещение, но и там есть место для юмора!

По его словам, одно время за ней настойчиво ухаживал некий иностранец, затем на съемках фильма «Потому что люблю» от нее потерял голову актер Геннадий Корольков. Однако роман потерпел фиаско – «русский Бельмондо» Корольков был женат и на развод не решился.

В. Теличкина и Г. Корольков в фильме «Потому что люблю», 1975 год

Как водится, по поводу личной жизни актрисы ходило немало слухов. Один из самых стойких – якобы в нее был влюблен Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, с которым, как утверждает Теличкина, она «ни разу не встречалась». Но вопросы «о романе с Брежневым» ей задают до сих пор.

Вышла замуж Валентина Ивановна по стандартным меркам поздновато – в 35 лет. Зато раз и навсегда. С архитектором Владимиром Гудковым она познакомилась в Болгарии — в советско-болгарском клубе молодой интеллигенции, куда оба были приглашены на один из семинаров.

Он ухаживал за ней целый год и, в конце концов, взял галантностью, надежностью, а еще похожестью на ее отца. «Он очень подошёл по всем статьям, но я не сразу это поняла. Хорошо, что он дождался того, что я это поняла».

Несколько лет влюбленные прожили в гражданском браке. В 1979 году у пары родился единственный сын Иван, которого назвали в честь Ивана Федоровича Теличкина. А еще год спустя они официально расписались.

В. Теличкина с мужем и сыном
С мужем

«ОТ ДЕПРЕССИИ СПАСЛА ЖИВОПИСЬ»

Если в 1960-80- годы актриса была признанной звездой советского экрана, любимицей режиссеров и зрителей, то с распадом СССР Теличкина осталась без работы.

Кино практически «умерло», а в тех фильмах, что снимались, она отказывалась сниматься категорически – позориться в низкопробных ролях не считала возможным.

Теличкина рассказывала, что когда не стало интересных ролей, на нее накатила тяжелая депрессия, разом навалились болезни — ее постоянно преследовали жутчайшие головные боли.

«В Москве я как-то оказалась на медицинских курсах «Помоги себе сам», — делилась актриса. — Там был удивительный врач, работавший по интересным методикам. Одно из домашних заданий было – нарисовать акварель. А я до этого кисточки в руках не держала.

Но не выполнить задание не могла – это было одно из условий пребывания на курсах. Я и сама не заметила, как все мои головные боли прошли. Вернулась радость жизни. А потом… живопись захватила!», — делилась актриса.

Сначала свои картины Валентина Ивановна развешивала на даче, а когда их стало много – ей предложили устроить выставку в Московском Доме кино.

Между прочим, я был на этой выставке под названием «Мирная территория» в декабре 2010 года – Валентина Ивановна лично пригласила. И могу сказать, что более позитивных и солнечных картин непрофессионального художника сроду не видел.

Помню, она как ученый гид в Третьяковке водила многочисленных друзей и гостей от пейзажа к пейзажу и сама сияла как ясное солнышко.

Так называемая «наивная живопись» Валентины Теличкиной
В. Теличкина на своей персональной выставке

А вскоре и актерская карьера Валентины Ивановны получила второе рождение. Ее роли в «Классике», «Кадрили», «Есенине» и особенно в сериале «Бригада», где Теличкина сыграла маму Саши Белого, вернули ей былую славу, дали новый виток популярности.

Впрочем, к собственной славе Валентина Ивановна всегда относилась с иронией. «Все, что связано с фейерверками, — признавалась она, — мне не очень нравится.

Но признание тех людей, мнение которых для меня важно, греет душу. И это было всегда. Мне хотелось радовать, удивлять».

Одним из таких важных людей для нее был отец, которому Теличкина всю жизнь доказывала, что в выборе профессии не ошиблась.

«И папа, слава Богу, ушел в мир иной с чувством, что был неправ в своем отношении к моему выбору.

Мне он не сказал об этом, но я знаю, что он тайно радовался тому, что обо мне хорошего мнения специалисты, что критики хорошие статьи пишут и что фильмы, в которых я снималась, людям нравятся, и его любимая дочь живет нормальной жизнью в столице».

С С. Никоненко в фильме «Классик», 1998 год
В. Теличкина и С. Безруков в сериале «Бригада», 2002 год

«СЕПАРАТИСТ» И «АГЕНТ КРЕМЛЯ»

Валентина Теличкина и Владимир Гудков прожили вместе более 45 лет. К сожалению, недавно Владимира Николаевича не стало… А вот сын Иван вырос, закончил МГИМО, стал юристом. Девять лет назад подарил маме внука – Николая.

Сегодня Валентина Ивановна снимается нечасто, как всегда тщательно выбирая роли и режиссеров.

Например, в 2022 –ом снялась в фильме Ларисы Садиловой «Огород», который взял Гран-при одного из кинофестивалей, а сама Валентина Ивановна получила приз «Лучшая женская роль».

Актриса уверена, что в нынешнее трудное для России время зрителя нужно поддержать хорошими картинами – о людях настоящих, «которые преодолевают трудности, несмотря ни на что, остаются достойными людьми, продолжают любить друг друга, помогают друг другу бескорыстно».

Теличкина не скрывает своей гражданской позиции – она еще в 2014 году подписала обращение деятелей культуры России в поддержку политики президента Владимира Путина по Украине и Крыму. С 2017 года она значится в украинской базе «Миротворец» как «сепаратист» и «агент Кремля».

Высказалась актриса и по поводу сегодняшней ситуации с СВО: «Я — женщина. Женщина — всегда за мир. Я всем сердцем желаю, молюсь, чтобы он побыстрее настал».

В. Теличкина. Фото из открытых источников

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *