Совершенно перестала следить за собой и, ещё красивая женщина, быстро превратилась в старуху. Чтобы её не узнавали и не приставали с расспросами и сочувствиями, на улицу и в магазин она выходила только огромных чёрных очках…
Непростая судьба прекрасной актрисы
Она никогда не была главной героиней, но её очень любили за каждый, даже самый маленький эпизод.
Стоило где-то появиться этой симпатичной обаятельной хохотушке, и мужчины столбенели, а те, что послабей, падали и сами собой в штабеля укладывались, прямо как мечтала Тося Кислицына из фильма «Девчата», а женщины зеленели от злости и сатанели от ревности.
Но всё это не принесло счастья Тамаре Макаровне Носовой. Кино забыло её, но и она, сыграв в 40-ка художественных фильмах и 5-ти сатирических киножурналах «Фитиль», не хотела про кино вспоминать.
Детство
Тамара родилась 21 ноября 1927 года в Москве. Детство и истинное происхождение Тамары покрыто тайной. В её квартире нашлась лишь одна фотография 30-х годов, на которой маленькая Тома сидит в обнимку с отцом.
Носова ничего не хотела рассказывать о своих родителях и родичах, даже дальних. Где-то у неё была племянница, но она не видела смысла в её поиске, хотя бы для того, чтобы прописать её в своей московской квартире, чтобы она не ушла государству, и чтобы в старости было кому подать стакан воды.
Не факт, что Макаровна – это настоящее отчество Носовой. Одна из многочисленных открыток с изображением актрисы Носовой, которые продавали в киосках «Союзпечати», подписана «Тамара Викторовна», а не Макаровна.
Её предполагаемого отца звали Виктор Носов, маму – Акулина, они были рабочими, и Тамара была третьим ребёнком в семье. Когда Томе было полтора года, мама умерла.
Отец, понимая, что в те тяжёлые голодные времена он один троих детей не поднимет – а какой женщине нужен вдовец с таким довеском – отдал их детей на попечение государства в детский дом.
Тамара после нескольких переводов из одного детдома в другой, затерялась, а потом её удочерила Татьяна Алексеевна Макарова, которая работала на одном из столичных авиазаводов, была хорошим специалистом, имела хороший заработок и вполне приличные для тех времён жилищные условия.
Про приёмного отца или отчима Тамары ничего не известно. Для своих подлинных родственников Тамара нашлась только через 30 лет, будучи уже известной актрисой, когда приехала в город, где жила её настоящая семья.
Виктор Носов увидел её портрет на афише, и узнал девочку, которую отдал в детский дом. Они встретились, Тамара признала, что является дочерью этого человека, но дальнейшие отношения поддерживать не стала – не простила до конца жизни.
И даже написала, что она не Викторовна, а Макаровна, что она дочь тех, кто её вырастил и воспитал. Возможно, отчество Тамары образовано от фамилии приёмной матери.
ВГИК
Когда началась война, Тамару эвакуировали совсем недалеко – в Подмосковье, где девочка и окончила школу. Вернувшись в Москву, она впервые в жизни попала в настоящий театр, влюбилась в него на всю жизнь, и решила, что обязательно станет артисткой.
Однако, для учёбы она выбрала не театральный ВУЗ, а ВГИК. В первый послевоенный набор конкурс туда был почти 800 человек на место. Идя на экзамены, Тамара надела все лучшие вещи, которые у неё были, а на голову – огромный бант, и приклеила гигантские ресницы.
В приёмной комиссии она встретила кубанскую казачку Нонну Мордюкову, тоже приехавшую поступать.
Они оказались на одном курсе Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой, и подружились на всю жизнь – Нонна была старше Тамары на семь лет, но эта разница в возрасте никакой роли не играла. Сергей Герасимов, набирая актёров в свой фильм «Молодая гвардия», взял их обеих.
Роли им достались следующие: Мордюкова играла «молодогвардейку» Ульяну Громову, а Носова – подпольщицу Валю Филатову.
В фильме снимались земляк Мордюковой Сергей Бондарчук, игравший подпольщика Андрея Валько, и будущий муж Вячеслав Тихонов – «молодогвардеец» Владимир Осьмухин. Сталинскую премию I степени получила только Мордюкова.
После триумфа картины Носова стала нарасхват – она сыграла в пяти картинах, в том числе Катю, – заключённую немецкого концлагеря, освобождённого Красной Армией в фильме Михаила Чиаурели «Падение Берлина», а в классическом «Ревизоре» режиссёра Владимира Петрова она была дочерью городничего Марьей Антоновной.
Бибиков и Пыжова грозились выгнать Носову из института, но не за плохую успеваемость, а за то, что она несколько недель в семестр проводила не весть где, то есть, на съёмках.
Бибикову, чтобы отпустить студентку, каждый раз приходилось «отпрашивать» её у ректора, писать докладные, а когда она задерживалась – объяснительные. В 1953 году ВГИК Носова окончила, и сразу была зачислена в труппу Театра-студии киноактёра.
Жена дипломата
В 1954 году на съёмках фильма Андрея Фролова «Гость с Кубани», Носова познакомилась с известным писателем Юрием Нагибиным, по чьему произведению снимался фильм, и состояла с ним в близких отношениях, которые по завершении работы над фильмом почти сразу закончились.
После института Носова познакомилась с карьерным дипломатом Олегом Малининым, и влюбилась без памяти. Избранник был старше Тамары на 8 лет.
Они поженились, мужа назначили в посольство в Вене, и жена поехала вместе с ним, а в Австрии – какое кино для русской актрисы, да и не разрешал ей муж работать в кино. Приёмы в посольстве, где она должна была изображать счастливую даму, ей быстро наскучили.
Какое-то время она промучилась, а потом уговорила мужа отпустить её в Москву. Олег купил ей множество роскошных вещей, но больше всего всех поражала чудной красоты шуба из чёрно-бурых лисиц – говорят, такой не было даже у жён и дочерей членов Политбюро.
«Карнавальная ночь»
О том, что Носова вернулась, те, кому надо, прознали быстро, и не успела она распаковать чемоданы, к ней пришёл режиссёр-дебютант Эльдар Рязанов, набиравший актёров для своей комедии «Карнавальная ночь».
Роль он предложил небольшую – Тоси Бурыгиной, секретарши ретрограда Огурцова, но, поскольку Огурцов был одним из главных героев, да ещё и бюрократом, то и секретарша его появлялась в кадре довольно часто – какой же бюрократ без секретарши?
Это всё равно, что новый русский без бодигарда, пудовой «голды» на шее и сотовой «Мотороллы».
Огурцов был не только бюрократом, но ещё и полным дураком, а какой же дурак потерпит радом умного человека, и Тося, прямо скажем, умом не блистала, а значит, Носовой предстояло сыграть, прямо по Михаилу Жванецкому, прелесть, какую дурочку.
И с этой задачей она справилась блестяще. Рязанов потом говорил, что «переиграть» Носову просто невозможно.
Второй брак
В Москве Тамара оформила развод, и даже после этого Малинин продолжал ждать её в Австрии, но напрасно: Тамара влюбилась в голубоглазого красавца актёра Юрия Боголюбова.
Познакомились они в Ялте, где Носова играла боярыню Берметовну у известного сказочника Александра Птушко в «Илье Муромце», а Боголюбов просто отдыхал и иногда заглядывал на съёмочную площадку.
Когда Носова уехала в Москву, Юрий стал писать ей проникновенные письма, и вскоре Тамара ненадолго стала его гражданской женой, или, как тогда говорили, сожительницей.
Тамара Носова была очень светлым человеком, и потому лучше всего ей удавались сказочные персонажи. Вторым её гражданским мужем стал детский писатель Виталий Губарев.
Они познакомились там же, где и с Боголюбовым – в Ялте – в кабинете другого знаменитого киносказочника Александра Роу на съёмках «Новых приключений Кота в сапогах», где Носова блестяще сыграла сразу два персонажа – противную соседку Клару, превратившуюся во сне главной героини девочки Любы в трефовую статс-даму Двуличе.
Вместе они прожили 6 лет – с 1961-го по 1967-й год, по иронии судьбы, столько же, сколько и с Малининым. Жизнь складывалась счастливо и красиво: они купили новую машину «Волга» ГАЗ-21, участок под дачу, ждали новую просторную квартиру.
Пожалуй, лучшую свою сказку «Королевство кривых ерзкал» Губарев посвятил Тамаре, а Роу в 1963-м году снял одноимённый фильм, где Носова сыграла главную женскую роль тётушки Аксал, то есть, Ласки.
Но даже своей подруге Нонне Тамара о своей жизни с Губаревым не рассказывала, и для многих, кто близко знал Носову, её расставание с Виталием не стало такой уж большой неожиданностью – по поведению Тамары люди чувствовали, что там не всё так уж благополучно.
Поговаривали, что главной виновницей разрыва стала приёмная мама Носовой – Губарев, позволявший себе рюмку-другую коньяка, ей очень не нравился, хотя тот не был ни алкоголиком, ни даже пьяницей.
Отношения с приёмной матерью у Тамары были не простые. Тамара её очень любила, была ей благодарна за всё, где бы не была, слала ей тёплые открытки.
Но мама, видимо, была, человеком властным и деспотичным – своеволия приёмной дочери не допускала, и хотёла, чтобы всё было так, как она сказала. Когда Татьяна Алексеевна умерла, Тамара глубоко переживала утрату, но, кажется, жить ей стало чуть легче.
В 1968 году Носова получила звание Заслуженной артистки РСФСР, а народной стала через 24 года, уже в новой России.
Новый роман
Красавца Николая Засеева, который был младше неё на 6 лет, Носова впервые увидела на экране, когда ещё жила с Губаревым.
В 1969-м они случайно оказались на «Мосфильме» во время просмотра рабочего материала фильма киевского режиссёра Николая Шерстобитова «Сокровища пылающих скал», в котором Засеев играл отрицательную роль предводителя белых наёмников-головорезов.
Носова спросила: «Кто это?», Губарев это интерес заметил, и когда Шерстобитов начал снимать фильм «В тридевятом царстве» по сказке Губарева, и утвердил Засеева, сценарист попросил его не снимать, Шерстобитов просьбе внял, чем только отсрочил встречу Засеева и Носовой.
Встретились они уже после разрыва с Губаревым – приехав на гастроли в Одессу, Носова в гостиничном ресторане случайно села за столик, где завтракал Засеев. Носова его узнала, и, как говорят в таких случаях, между ними пробежала искра.
Роман был чуть короче, чем предыдущие – 5 лет, но тому была своя причина: Засеев был женат, у него была дочь, и он буквально разрывался между законной семьёй и любовницей, между кино и любовью, между Киевом и Москвой – он работал на киностудии им. Довженко, и добиться права снимать в столице было не так-то просто: в Москве и своих режиссёров было, пруд пруди, и они не хотели делить павильоны и аппаратуру с «пришлыми».
Носовой было 40 лет, она понимала, что это, пожалуй, последний шанс обрести женское счастье. Засева она называла «Чикаго»: в 1937-м американский кинорежиссёр Генри Кинг снял полуисторическую драму, полуфильм-катастрофу «В старом Чикаго».
В главных ролях снимались Тайрон Пауэр-младший и Элис Фей. В 1943-м фильм показали в СССР, в 1960-м его восстановили и переозвучили. Носова посчитала, что Засев похож на Тайрона, а она похожа на Элис.
Тамара очень хотела детей, дважды была беременна, но выносить ребёнка не смогла. Постепенно сжималось как шагреневая кожа и то хрупкое благополучие в отношениях с Николаем, который никак не мог развестись, и, то ли переехать в Москву, то ли забрать Тамару к себе в Киев.
Тамара даже собиралась ехать в Киев и буквально «развести» Николая, а он, понимая, к какому это может привести скандалу и каким последствиям, вплоть до исключения из партии и увольнения со студии, всячески её от этого шага отговаривал.
В конце концов, они приехали в Киев вдвоём, он поселил её в гостинице «Украина». Дома он сказал, что уходит – жена, конечно, догадывалась, что у мужа есть другая женщина – собрал чемоданы, но, увидев глаза трёхлетней дочери, дальше подъезда уйти не смог.
На перроне Тамара сказала, что Николай её больше никогда не увидит. Своё обещание она сдержала – они много лет звонили друг другу и слали тёплые письма, но не встречались.
Николай звал её во все картины, которые снимал, но Тамара всегда отказывалась, возвращая сценарии, даже не распечатав. Даже когда Засеев приезжал в Москву, Тамара просто не открывала ему дверь.
Единственной картиной Засеева, в которой сыграла Носова, была 10-минутная короткометражка «Афоня, горим!», где было всего три персонажа снятая по заказу пожарных – Носова сыграла там роль жены.
В 1974 году за большие заслуги в области советского киноискусства Тамару Носову наградили орденом «Знак почёта».
«Здравствуйте, я ваша тётя!»
Московские режиссёры Носову ещё не совсем забыли: в 1974 году Виктор Титов пригласил её на роль не фальшивой донны Розы д’Альвадорец в ставшую культовой комедию «Здравствуйте, я ваша тётя!».
Правда, зрители голоса Носовой не услышали: роль озвучила Виктория Чаева. За последующие 8 лет она снялась в четырёх проходных картинах, пока Вадим Дербенёв не пригласил её на роль миссис Кремп в детектив «Тайна чёрных дроздов» по роману Агаты Кристи «Карман полный ржи».
Почти тут же Михаил Швейцер позвал Носову в свою картину «Мёртвые души» на роль Коробочки.
Оба фильма имели большой успех, а люди видевшие Носову раньше, и тоже успевшие её подзабыть, удивлялись, что она так мало снимается, ведь она – отличная актриса и в прекрасной форме.
«Шутить изволите?»
Потеряв в 1982 году приёмную маму – единственного и последнего близкого человека, Носова полностью отгородилась от внешнего мира.
Почётные звания особой надбавки к пенсии не давали, а у Носовой она была не велика, порой у неё не было денег, чтобы купить рыбы коту, и она, по словам Мордюковой, очень радовалась, когда кот начал есть простой хлеб.
Десять лет она была в полном простое, потом снялась в трёх незначительных ролях и киножурнале «Фитиль». Последним её фильмом стал «Шутить изволите?» по рассказам Аркадия Аверченко, поставленный режиссёром Мирза-Ага Ашумовым в 1999 году.
От всех друзей она отгородилась стеной
В какой-то момент одинокая Носова потеряла ощущение времени. Она патологически боялась воров, и ходила в лохмотьях, невероятно захламила квартиру, совершенно перестала следить за собой и, ещё красивая женщина, быстро превратилась в старуху.
Чтобы её не узнавали и не приставали с расспросами и сочувствиями, на улицу и в магазин она выходила только огромных чёрных очках. На творческие встречи в Дом кино она сначала под разными предлогами не приходила, а потом просто перестала брать трубку.
В 2001-м Засеев, не видевший Тамару 24 года, приехал на «Мосфильм» готовиться к новой картине «Бабий яр», и случайно столкнулся с ней лицом к лицу – она выходила из магазина с какими-то покупками в руках.
Оба остолбенели, потом долго молчали. Засеев без проб предложил ей роль в своём фильме. Она взяла телефон, обещала прийти на съёмки, но не пришла и на телефонные звонки не отвечала.
Под конец жизнь для тяжелобольной Носовой потеряла смысл – детей нет, работы нет, от всех друзей она отгородилась стеной, рядом не осталось ни одного близкого человека.
Сил, чтобы привести в порядок себя и своё жильё, просто не осталось, после инсульта она стала плохо говорить, и даже те редкие люди, которые её навещали, ничего не могли понять.
25 марта 2007 года замечательная актриса Тамара Носова умерла в больнице от хронической ишемии головного мозга в возрасте 79 лет.
Похороны организовал и присутствовал на них всего один человек – Анатолий Васин, который ухаживал за Носовой при жизни и считал себя её родным племянником.
Урна с прахом Тамары Носовой захоронена в колумбарии Ваганьковского кладбища в одной нише с урной приёмной матери. Засеев сохранил любовь и приходил на кладбище с цветами до самой своей смерти в 2021 году.