10 курьезных случаев со съемок советских «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

Курьезные, пикантные и даже экзотичные ситуации приключались с этими «Приключениями…». Любопытно, что особенности работы с фильмом словно бы зависят от его темы. К примеру:

— при постановке на театральной сцене или при экранизации в кино булгаковских «Мастера и Маргариты» обычно говорят о невероятных мистических происшествиях, которые (якобы?) происходят с авторами и актерами;

-съемки «Д’Артаньяна и трех мушкетеров» овеяны алко-пара́ми;
-а вот съемки Игорем Масленниковым цикла советских фильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» в 1979–1986 гг. были во многом именно курьезными.

Давайте рассмотрим 10 забавных примеров.

Кадр со съемок (взято на «Пинтерес»)

1. «А я люблю совать нос в чужие дела»

Цикл по книгам Артура Конана Дойла по планам включал 5 фильмов, в сумме – 11 серий. Как водится, снимали и показывали худкомиссии поэтапно.

Первой на «суд» пошла серия «Знакомство». И вот с ее просмотром худсоветом получилось весьма пикантно.

Дело в том, что поначалу сценарий здесь соблюдал текст писателя. Так, впервые встретив Ватсона, Холмс должен был у него спросить: «Давно из Афганистана?»

Съемки велись в 1979 г. И название этой страны для наших людей было весьма говорящим: в то время там как раз начинались бои.

Поэтому, услышав вопрос сыщика, участники худсовета пришли в шок. Кстати, среди них были не только рядовые критики, но и руководство студии поголовно, включая директора, главного редактора «Ленфильма», а также специального (для подобных случаев) представителя обкома КПСС.

Начали разбираться – дошли до текстов Конана Дойла. Тогда ажиотаж спал. Однако решили все-таки в кино вопрос заменить на более идеологически-корректный: «Давно с Востока?»

Так и звучало более абстрактно, и никаких острых ассоциаций не навевало, и весьма четко отсылало к восточным колониям Британии. Впрочем, несколько раз в эфир фильм успел-таки выйти с «неотшлифованным» вопросом…

2. «А вы, Ватсон, отличите грязь на Ридженс-стрит от грязи на Пикадилли?.. Или можете сказать, что написано в §3 Уложения о наказаниях Британской империи?»

Режиссер хотел, чтобы в фильме об Англии звучало «что-нибудь имперское». Музыка должна была быть немножко помпезной, немножко пафосной, в целом торжественно-весомой и запоминающейся.

Но когда он абстрактно объяснял свои требования композитору, тот не мог уловить: чего он него вообще хотят?

И тогда Игорь Масленников решил от слов перейти к… звукам. Ловко обходя «глушилки», он настроил радио на волну «Би-би-си» и проиграл позывные этой станции Владимиру Дашкевичу.

Удивительно, что композитор сразу всё понял, но как-то уж очень по-своему. Он воскликнул: «Бриттен на темы Парсела!» Уточним, что советский композитор подразумевал своих английских коллег:

-Эдварда Бенджамина Бриттена – одного из знаменитых композиторов XX в.;
-Генри Пёрселла – крупнейшего представителя раннего барокко.

Читайте  Дочь Михаила Пореченкова после страшного ДТП осталась безнаказанной

Масленников этаких тонкостей понять не мог. Но Дашкевич, ведомый своей музыкальной интуицией, тут же наиграл ему мелодию, которая затем и стала одной их самых узнаваемых мелодий из кино СССР.

Кадр со съемок (взято на «Пинтерес»)

3. «Элементарно, Ватсон!»

Одна из причин огромного успеха фильма Масленникова, причем не только в СССР, но и на родине сыщика – в Англии, была в замечательно созданных декорациях и подобранных костюмах.

Причем найти весь этот эксклюзив было довольно непросто, в том числе с учетом, что из-за запрета Управления торговли Ленинграда киностудии не могли отовариваться в комиссионках и расплачиваться наличкой.

Приходилось выкручиваться, даже дать объявление по радио. Многое собрали с миру по нитке в самых неожиданных местах, к примеру:

-пульверизатор, непривычный для советского быта тех лет, в реальности был флаконом из-под французского одеколона. Его художник Виктор Оковитый получил ранее в подарок на свою свадьбу;

-он же создал «драгоценный ларец с кладом» для серии «Сокровища Агры». В ленте этот артефакт смотрелся весьма роскошно. А на деле это был… самый банальный бухгалтерский ящик для хранения денег и документов, просто декорированный «блестяшками».

Кстати, «в роли» этакого «золотого декора» выступила еще более обыденная вещь – упаковка индийского чая.

Заметьте, что с любимым напитком англичан получилось, как сейчас говорят, «в тему»;

-между прочим, внутри этот ларец имел очень оригинальную надпись. И некоторые современные поклонники кино о Холмсе даже пытались ее перевести на русский язык и сделать глубокие выводы.

На самом же деле «прототип» надписи был также «нашаманен» Оковитым, причем как простая абракадабра. Сам художник впоследствии смеялся – мол, если б он знал, какой большой интерес проявят зрители к придуманным им закорючкам, он бы их более тщательно продумал.

Вот так из самых простых, даже элементарных вещей создавалась неповторимая атмосфера, за которую в том числе все и полюбили кино Масленникова.

4. «Ватсон, вы понимаете всю важность моего открытия?»

Как и большинство фильмов тех лет, картина Масленникова снималась главным образом на студии.

Кадр со съемок (взято на «Пинтерес»)

В качестве заграничных видов выступали наиболее часто снимаемые для этих же целей Ленинград, Прибалтика и Кавказ.

Однако некоторые кадры из Лондона в фильм попали-таки. Причем сделали их любительски, на скорую руку и буквально из-под полы.

Один сотрудничавший с режиссером корреспондент Центрального телевидения СССР в Англии поехал с деловыми целями за границу и там специально для Масленникова снял окрестности английской столицы во время небольшого тура на прогулочном пароходике по Темзе.

Причем о том, кто был этот человек, снявший для картины об Англии единственные чисто английские виды, сведения разнятся. Одни источники называют Бориса Калягина, другие – Виталия Ильяшенко.

5. «После истории с часами я готов верить всему, что вы скажете. Но… как?!»

Несмотря на то что кастинг актеров был весьма сложным, главной трудностью было найти не человека, а пса: исполнителя роли «проклятия рода Басервилей».

Читайте  5 подробностей из жизни Олега Газманова, которые сам певец не любит афишировать

Чтоб в кадре этот зверь смотрелся как можно более внушительным, поначалу хотели снимать… теленка.

Но потом все же остановились на очень крупной догине. Для этого потратили время и умудрились, подключив связи собаководов, найти самую большую в размерах представительницу этой породы во всем Ленинграде.

Правда вот, страшная по сюжету собака Баскервилей в реальности была милейшим созданием. На съемках она никак не хотела вживаться в образ всеобщей «cтpaшилки».

Например, Олег Янковский делился, что они с этой подопечной поладили самым замечательным образом. Полюбили ее также остальные актеры и прочие участники съемочной группы.

Догиня, в свою очередь, со всеми ладила, чувствовала себя весьма приятно и даже… под шумок всеобщего обожания стащила и в одиночку умяла торт, который подарили Виталию Соломину.

При этом по понятным причинам вытащить упакованную и обвязанную тесемочкой вкусно пахнущую сладость собака не могла. Поэтому она слопала торт вместе с коробкой.

6. «Сейчас как раз есть о чем подумать»

При съемках с еще одной собакой в той же серии о Баскервилях курьезный случай произошел с его хозяином – доктором Мортимером. То бишь с актером Евгением Стебловым.

Он снимался в кино Масленикова урывками: днем – съемки, вечером – поезд. Актер настолько боялся опоздать на вокзал, что постоянно говорил об этом всем, и все вокруг уже стали друг друга торопить с оговоркой: мол, скорее-скорее, а то Женя опоздает…

На волне этой спешки по-быстрому сняли сцену поисков доктора его коккер-спаниеля Снуппи, молниеносно погрузили в ленфильмовскую машину участников съемок с аппаратурой и впопыхах снялись с места.

Только вот забыли… того, ради кого и была вся эта спешка: самого Стеблова. А он, бедолага, в рваной одежде и с грязным лицом (как вы помните, доктор долго искал своего питомца на болотах) долгие 30 минут сидел в месте завершенных съемок в одиночку, пытаясь прийти в себя.

Его отсутствие заметили лишь через полчаса. Вернувшись, увидели oбaлдe… ошеломленного актера. Впрочем, всё закончилось хорошо: к отходу поезда он все же успел.

Кадр со съемок (взято на «Пинтерес»)

7. «Но мои глаза говорят мне…»

Возвращаясь к местам съемок, можно упомянуть забавную связь Холмса… со Штирлицем. А объединила их улица Яуниела в Риге, которая в обоих этих фильмах выступала «в роли» заграницы:

-в «17 мгновениях весны» она была Швейцарией;
-в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» она была Англией.

Итак, получается, знаменитаяЦветочная ул. = легендарная Бейкер-стрит.

Кстати, если слегка выйти за рамки рассказа конкретно о фильме Масленникова, можно отметить еще одно занятное совпадение: на этой же улице снимали политический детектив «Европейская история».

Читайте  Екатерина Климова впервые показала свою 2-этажную квартиру за 100 млн в центре Москвы. Эксклюзив от актрисы

В данной картине главную роль, как и в «17 мгновениях весны», играл Вячеслав Тихонов. И выходило, что, осмотрев место провала профессора Плейшнера, Штирлиц спустя время

преобразился в политического обозревателя Петера Лоссера ивъехал в этот же город по мосту через Даугаву.

8. «Вы, Ватсон, вообще… исправный служака»

А вот во время съемок пожара на той самой Бейкер-стрит Соломину пришлось расстаться с частью волос.

В серии «Смертельная схватка», чтоб не спровоцировать настоящий пожар, в комнату сыщика запускали специальные шары. Их якобы кидали злодеи с улицы.

Кадр со съемок (взято на ВК)

Но огонь – дело небезопасное. Даже с этаким хитроумным приспособлением не обошлось без возгорания. Сам павильон задымился, а Соломин, которого снимали крупным планом, слегка обгорел. После этого решили дубли не переснимать, оставив ленту такой, какой ее уже сняли.

9. «Я стараюсь никогда не смотреть, кто выходит, кто приходит к нему. И вам не советую»

Одной из самых очаровательных героинь всего цикла была, безусловно, миссис Хадсон. В отличие от остальных актеров, она пришлась по душе сразу всем, кто был ответствен за отбор претендентов на роли.

Во время съемок к Рине Зеленой также все относились максимально вежливо. Правда вот, произошел небольшой конфуз с режиссером.

Он в разгар съемок называл ее то одним именем, то другим, окончательно запутался в именах-отчествах и спросил актрису: «Можно, я вас буду называть Екатерина Васильевна?»

Мол, выговаривать «Рина Васильевна» не совсем привычно. А она ответила с улыбкой: «Лучше зовите меня Руина Васильевна».

Заметим, что серия «Двадцатый век начинается» стала последним фильмом Зеленой. На тот момент ей было 85 лет. Впрочем, «руиной» она не выглядела: мисс Хадсон вовсю помогала Холмсу, даже под козырек брала.

Кадр со съемок (взято на «Пинтерес»)

10. «Вы что, читаете романы?»

Ну, а самый пикантный случай был связан с Соломиным. По сюжету ему надо было в «Сокровищах Агры» сыграть большую любовь.

И даже признаться в чувствах, а потом поцеловаться с невестой его героя. Виталий Мефодиевич же никак не мог настроиться на этакую лирическую волну.

Более того, в съемках участвовала реальная супруга самого актера. Она там играла сразу обеих сестер-близнецов в серии «Знакомство».

Неизвестно, как уж там Мария Соломина отнеслась к тому, что ее муж изображал в сцене с Екатериной Зинченко глубокие чувства. Но супруги Соломины не поссорились.

П. с. Дорогие читатели, если вы знаете о еще каких-то забавных случаях со съемок всеми нами любимого кино о Холмсе и Ватсоне – делитесь в комментариях со всеми.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *