«Одним словом, выкручиваюсь. Одним словом, верчусь…» Бывало, советские актеры (профессиональные и не совсем) попадали на съемки из-за того, что… бюджет кино был мал.
В целом в СССР и так бюджеты были, мягко говоря, далеки от голливудских. Но у нас умудрялись и при малых затратах, порой с минимумом закупок для реквизита и чуть ли не в одном помещении, снимать настоящие шедевры кино!
Гонорары актерам, в том числе эпизодическим, минимизировались не из чьей-то жадности. Чаще так бывало в результате форс-мажора.
Так, бывший сотрудник Госкино СССР рассказал в интервью «МК», что с среднем себестоимость 1 фильма СССР составляла 300 000–400 000 руб. Из них менее 50% шло на выплату гонораров, премий и надбавок участникам съемок.
Но случались разные неожиданности. Например, в «Балладе о доблестном рыцаре Айвенго» Сергея Тарасова 1982 г. изначальный бюджет в процессе съемок уменьшили почти на 1/3. Собственно актеры, опять-таки в среднем, получали от 1000 до 2000 руб. за 1 картину.
Но бывали случаи и значительного превышения, и серьезного уменьшения этих сумм – в зависимости от квалификации и званий актеров, продолжительности съемок и многого другого… и, разумеется, от бюджета.
Давайте рассмотрим 5 занятных примеров с актерами, попавшими на съемки в аккурат по причине малого бюджета картины.
1.«Девушка с гитарой» Александра Файнциммера 1958 г.
Вот ведь Его Величество Случай! «Ты помнишь, как всё начиналось?» А начиналось очень просто – сценарист Владимир Поляков искал на съемки недорогого актера и по-простецки этак спросил знакомого клоуна: «Там есть два эпизода, на которые никак не могут найти артистов. Хочешь?..»
Для многих будет открытием, что именно эта не самая известная картина сделала известным актера, будущую звезду – Юрия Никулина.
Все в курсе: Юрий Владимирович работал в цирке. На съемочную же площадку он впервые попал в довольно взрослом возрасте: 36 лет. Причем попал случайно, во многом для сокращения бюджета – на эпизодическую роль пиротехника-неудачника.
Согласитесь: зная, что эту роль играл Никулин, уже название его роли звучит смешно?
Он и на самом деле умудрился сыграть эпизод настолько забавно, что в дальнейшем разные режиссеры стали приглашать замечательного клоуна сниматься в их картинах.
И всего через 3 года он уже получил роль в короткометражке Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс», которая открыла череду фильмов с участием всенародно любимой троицы ВиНиМор.
Самое забавное, что в той же «Девушке с гитарой» играл еще один участник этой будущей троицы: Георгий Вицин. И тоже – в эпизоде (эмоциональный покупатель в магазине).
Снова и снова Его Величество Случай! Правда, у Вицина в то время за плечами было уже более 20 ролей в кино.
2. «Полосатый рейс» Владимира Фетина 1961 г.
Василий Лановой для этой советской комедии не планировался в принципе. В сюжете не было ни одной подходящей для него роли. Никто о нем даже и думать не думал.
Однако так получилось, что он случайно попал на съемки буквально на пару минут, но эта его роль стала одной из любимейших у советских зрителей.
Дело в том, что картину снимали на Черном море. В то время львиную долю фильмов о море снимали именно там. В том числе это кино с реальным львом и настоящими тиграми.
А по соседству в числе обычных граждан отдыхали советские актеры. Среди них оказался и Лановой.
Увидев его, режиссер предложил актеру совсем маленькую роль. Она оплачивалась по минимуму; не включала оплату проезда до моря и обратно, гостиницы и питания на месте съемок актеру, ведь Лановой уже был там – в рамках собственного отпуска.
Василий Семенович был человеком понимающим и добрым. Он согласился «втиснуться» в небольшой бюджет на роль, которая потом даже в титрах не была зафиксирована, и воплотился в «короля пляжа». И настолько шикарно воплотился-то..!
3.«Свадьба в Малиновке» Андрея Тутышкина 1967 г.
В разные годы за съемки в массовке профессиональным актерам платили от 2,5 до 7,5 руб. А вот люди «с улицы» обходились гораздо дешевле. Им не надо было доплачивать за стаж и звания. Они порой сами готовы были доплатить, чтоб появиться на экране, хотя бы и «на чуть-чуть».
Таким образом на съемки этой замечательной музыкальной комедии СССР попало много жителей настоящей деревни Малиновка. С учетом частоты появления в кадре каждый из них получил от 0,5 до 3 руб.
4.«Невероятные приключения итальянцев в России» Эльдара Рязанова 1974 г.
Бюджет этой комедии СССР во многом зависел от того, что съемки были «на две страны». В те годы Советский Союз дружил с Италией, в том числе в плане культуры.
Кроме того, в данном случае сработала система взаимозачетов. Итальянская кинокомпания после предыдущего совместного с СССР проекта задолжала «Мосфильму» и благодаря новым съемкам хотела свои «хвосты» закрыть.
Правда, происходило это не слишком щедро. Много денег ушло на эффектные съемки с самолетами и автомобилями. На актерах же, по признаниям участников съемок, итальянская сторона, мягко говоря, экономила.
Это касалось как набора претендентов на роли (искали не слишком широко известных, чтоб не пришлось поднимать гонорары), так и работы с уже набранными (выбирали попроще отели, костюмы, реквизит и т. п.).
В частности, на роль главной героини – кладоискательницы Ольги решено было взять актрису «подешевле». Антония Сантилли в то время была моделью, но не из самых дорогих и знаменитых.
Впрочем, девушка справилась с ролью замечательно. Кстати, после этого Сантилли в фильмах больше не снималась – сделала выбор в пользу семьи. Что ж, комедия Рязанова стала весьма яркой точкой в завершении ее кинокарьеры.
5.«Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина 1979 г.
Пусть и не на главные роли, но все же в картину были приглашены несколько человек, позволявших «уместиться» в рамки бюджета. Разумеется, о звездах речь не шла. Это были даже и не профессионалы, но более чем любители – родные и близкие сотрудников съемочной группы:
1) режиссер снял свою жену Юнону Кареву в роли жены (пусть и гражданской) Ивана Груздева, подозреваемого в убийстве, – Галины Желтовской;
2–3) эпизодических ролей посетителей ресторана, сидевших рядом с Глебом Жегловым за столиком, удостоились:
-дочь одного из авторов экранизированной книги и сценариста Аркадия Вайнера – Наталья Дарьялова;
-сын золотопромышленника и мемуариста Вадима Туманова, с которым водили знакомство создатели фильма, – Вадим;
4) сын Марины Влади – Петр (Пьер) Оссейн воплотился в плененного фрица. Правда, уже отснятую с ним сцену из ленты потом вырезали, причем из-за… Владимира Конкина.
Нет-нет, никаких интриг не было. Как рассказывал каскадер Владимир Жариков, просто решили отказаться от сцены, поскольку Конкин не очень «тянул» съемки с драками, а заменять его там дублером было бы слишком заметно;
5–8) несколько знакомых Владимира Высоцкого появились в эпизодах без особых слов или вообще без текста:
-его неофициальный администратор Владимир Гольдман;
-жена его знакомого Cepyша Бабека (между прочим, бизнесмена из Ирана и агента КГБ СССР) – Наталья Петрова, выступившая в роли официантки Марианны;
-его бывший одноклассник Аркадий Свидерский;
-его товарищ по Большому Каретному Олег Савосин (кстати, каскадер);
9) администратор же Театра на Таганке Валерий Янклович, с которым были знакомы многие участники съемок, воплотился в близкую ему роль администратора Большого театра.
Многие из них в титры не вошли. А некоторых даже озвучивали другие актеры, например, героине супруги Говорухина свой голос «подарила» Антонина Кончакова.
А вот сын Влади, наоборот, из ленты исчез, но в титрах остался (видимо, просто не успели его фамилию оттуда убрать). Все это вместе взятое позволило «втиснуться» в бюджет, фильм же хуже ничуть не стал.