В своё время Бернард Шоу, известный ирландский драматург и романист, которого сложно было чем-то удивить, воскликнул: «Две самые красивые вещи в мире — это Тадж-Махал и Долорес Дель Рио!».
Об этой мексиканской актрисе говорила кинозвезда тех времён Марлен Дитрих: «Долорес дель Рио была самой красивой женщиной, когда-либо ступавшей в Голливуд», а так же французский модельер Эльза Скиапарелли:
«Я видела здесь много красивых женщин, но ни одна из них не была такой совершенной, как Долорес дель Рио!».
Долорес Дель Рио (настоящее имя — Мария де лос Долорес Асунсоло-и-Лопес Негрете) родилась 3 августа 1904 года в штате Дуранго (Мексика) в аристократической семье баскско-испанских банкиров и фермеров Иисуса Леонардо Асунсоло Жака и Антонии Лопес-Негрете.
Маленькую Марию называли Лолитой и очень баловали, так как она была единственным и долгожданным ребёнком в их семье. Девочке покупали настоящие драгоценности и роскошные наряды.
А жизнь их семьи была похожа на сказку, но ей сказке было суждено закончится, когда началась мексиканская революция, в результате которой семья Асунсоло была вынуждена бежать из страны, переодевшись в крестьянские одежды.
Отец оказался в США, а мать с дочкой в Мехико, чуть позже семья воссоединилась, а ситуация стабилизовалась. В те времена Долорес посещала посещала колледж Святого Иосифа и увлекалась танцами.
Долорес была близка со своей мамой Антонией, с которой у них до конца жизни были замечательные отношения.
Увлечение танцами переросло в нечто большее, когда девушка увидела выступление русской балерины Анны Павловой и убедила свою маму разрешить ей брать уроки танцев у известного преподавателя Фелипиты Лопес.
В те времена Долорес сомневалась в своей красоте и привлекательности, но её мама была мудрой женщиной — она заказала портрет своей дочери у известного художника Альфредо Рамоса Мартинеса, благодаря чему девушка преодолела свой комплект «гадкого утёнка».
В юные 17 лет Долорес познакомилась с Хайме Мартинесом дель Рио-и-Виньентом, выходцем из богатой семьи, и спустя два месяца стала его законной супругой. Целы два года пара наслаждалась медовым месяцем, катаясь по Европе и посещая светские рауты.
В 1924 году супруги вернулись в Мексику, где жили на доходы от продажи хлопка, но когда хлопковый рынок пережил стремительное падение, чета оказалась на грани разорения.
Так совпало, что трудности пришлись на ранний срок беременности Долорес, из-за чего у неё случился выкидыш с осложнениями, и молодая женщина навсегда лишилась возможности стать матерью. Семья вскоре после этого события переехала в Мехико, где начала новую жизнь.
В начале 1925 года на одном из светском мероприятии Долорес познакомилась с американцем Эдвином Кэруи, влиятельным режиссером «Фёрст Нэшнл» (First National Pictures), который решил сделать из неё кинозвезду мирового уровня, пригласив её с супругом в Голливуд.
Их семьи были категорически против, но Хайме и Долорес жаждали покорить мир кино — она своей красотой и талантом, а он мечтал писать сценарии.
Агентом, менеджером и продюсером Долорес стал Эдвин Кэруи, который практически сразу развернул масштабную реклaмную акцию с твёрдым намерением сделать из неё звезду.
Так её настоящее имя сократилось до Долорес Дель Рио, а статьи о ней и её семье появились во многих крупных печатных изданиях того времени.
Актёрский дебют состоялся в конце 1925 года — Долорес появилась в эпизодической роли в фильме «Джоанна», далее в фильме в фильме «Прожигатели жизни», а в 1926 году Дель Рио получила свою первую главную роль в комедии «Прежде всего друзья».
Сама Долорес чуть позже вспоминала, что первые два года в Голливуде ей показались самыми сложными, ибо ей навязывали амплуа с*екс-символа эпохи, а постоянные интриги и разбирательства приучили её к постоянному молчанию.
Когда эпоха немого кино ушла, Долорес дель Рио запела и сделала это так мастерски, что многие режиссёры жаждали видеть только её и никого больше.
Брак с брак с Хайме Мартинесом продержался до 1928 года, после чего супруги развелись. Мужчина не смог быть «тенью» именитой супруги и начал постоянно высказывать ей свои претензии.
Тем не менее, они разошлись, будучи в нормальных отношениях и, когда спустя полгода дель Рио получила известие о его смерти, она сильно переживала.
В те времени на роль её супруга активно набивался Эдвином Кэруи, представляя себе, какой знаменитой парой они станут и в каком он будет плюсе от этого союза.
Его мечтам не суждено было исполниться — Долорес разорвала эксклюзивный контракт с ним, после чего мужчина обратился в суд. Отстоять свои интересы актриса смогла, но позже Керуи постоянно «вставлял ей палки в колёса».
В 1930 году женщина познакомилась с Седриком Гиббонсом, который на тот момент времени был арт-директором MGM и одним из самых влиятельных людей Голливуда. 6 августа этого же года состоялась роскошная свадьба, на которую были приглашены все «сильные мира сего».
Вскоре их дом на Кингман-Авеню, 757, в Пасифик-Палисейдс стал одним из самых посещаемых в Голливуде, где отметились многие звёзды того времени.
Второй муж любил и баловал Долорес, превратив их дом в настоящее чудо для того времени, подстроив в нём всё для её комфорта.
Вскоре после замужества Дель Рио тяжело заболела почечной инфекцией и долгое время не появлялась в киностудиях, а после выздоровления с ней сразу же связалась студия RKO Pictures.
Фильмография мексиканской актрисы насчитывает множество кинолент, среди которых можно найти самые различные жанры, начиная от криминальных мелодрам до музыкальных комедий и заканчивая романтическими драмами.
Актриса была крайне востребованной и стала не только звездой Голливуда, но и одной из самых важных звезд Золотого века мексиканского кино, поспособствовав продвижению мексиканского кинематографа во всём мире.
Долорес дель Рио приятельствовала с такими личностями, как Чарли Чаплином, Эрролом Флинном, Кларком Гейблом, а Марлен Дитрих и Грета Гарбо были её лучшими подругами.
В отношениях с которыми не было ни тени вражды, злобы или зависти. Долорес до конца своих дней вспоминала их дружбу с большой теплотой и нежностью.
В личной жизни у актрисы произошли перемены — в 1932 году она без памяти влюбилась в молодого и талантливого кинорежиссёра, актёра и сценариста Орсона Уэллса, который был младше её на целых 11 лет.
Любовь вспыхнула так ярко, что сожгла все мосты, связывающие с Седриком Гиббонсом. Долорес развелась и с головой окунулась в новые отношения, во всём поддерживая возлюбленного.
Они вдвоём выдержали невероятно трудные съёмки легендарной кинокартины «Гражданин Кейн» (Орсон был режиссёром и исполнителем главной роли в этой картине), борьбу с бессонницей и отчаянием.
Но Орсон оказался неготовым к длительным отношениям и во время съёмочного процесса в Рио-де-Жанейро завёл множество фрив*ольных отношений, не останавливаясь ни на одной красотке. Когда обо всём этом узнала Долорес, то она решительно разорвала с ним все связи.
К концу 30-хх гг прошлого столетия карьера Долорес пошла на спад, её перестали так часто приглашать на съёмки и актриса решила вернуться на родину.
Этот этап в жизни совпал со смертью отца и поисками самой себя, но женщина смогла полноценно вернуться к своей профессии.
Мексиканский режиссёр Эмилио Фернандес пригласил дель Рио на главную роль в киноленте «Мария Канделария» (1943), первый мексиканский фильм, который был показан на Каннском международном кинофестивале и получивший Гран-при (ныне «Золотая пальмовая ветвь»).
В Мексике Долорес получила звание музы золотого века мексиканского кино, сыграв в самых ярких кинолентах того времени. Эмилио Фернандес стал её близким другом, партнёрство с которым было взаимовыгодным.
О мексиканском кино заговорили во всём мире и в 1956 году актриса вернулась в США. Там она успешно дебютировала в театре Falmouth Playhouse, была вице-президентом жюри Каннского кинофестиваля (1957), став первой в мире женщиной-жюри и продолжила сниматься в кино.
Следующим мужем красавицы стал Льюис Райли, с которым они вступили в брак в 1959 году после 10 лет отношений и остались вместе до самой её смерти.
Свою последнюю роль мексиканская актриса сыграла в 1978 году в киноленте режиссера Холла Бартлетта «Дети Санчеса», сыграв маленькую роль бабушки.
Умерла Долорес дель Рио 11 апреля 1983 года в возрасте 78 лет в Ньюпорт-Бич, штат Калифорния (США) от печеночной недостаточности, которая стала последствием длительного гепатита В и остеомиелита.
Останки великой актрисы были кремированы, а её прах перевезён из Соединенных Штатов в Мексику, где был захоронен в Пантеон-де-Долорес.
Долорес дель Рио до сих пор считается эталоном красоты и женственности, а о её врожденной элегантности ходили легенды. Она была элегантной всегда: на светских мероприятиях, на красных ковровых дорожках, в домашней одежде и на съёмочной площадке.
Кроме того, актриса обладала лёгким нравом, отменным чувством юмора и тактичностью. Обсуждать или осуждать кого-либо Долорес считала ниже своего достоинства и полагала, что красота человека далеко не в его чертах лица, а намного глубже, внутри.
«Позаботьтесь о своей внутренней красоте, о своей духовной красоте, и это отразится на вашем лице. У нас есть лицо, которое мы создали за эти годы.
Каждый плохой поступок, каждая плохая ошибка отразится на вашем лице. Бог может дать нам красоту, и гены могут дать нам наши черты, но останется ли эта красота или изменится, определяется нашими мыслями и поступками». — Долорес дель Рио
Красота актрисы была впечатляющей даже в пожилом возрасте и до самой смерти она оставалась главной культурной фигурой Мексики.
Активно участвовала в благотворительности и была удостоена премии Джорджа Истмена за выдающийся вклад в искусство кино. Очень красивая актриса — красивая как снаружи, так и изнутри. Согласны?