Роль главного злодея в популярной детской киносказке «Там, на неведомых дорожках…» (1982) сам Александр Георгиевич Филиппенко называл своей самой любимой. А за плечами Народного артиста России между прочим около 100 фильмов и сериалов.
Такие его образы в советских детективах, как лже-Санько в «Рожденная революцией» или Белаш в «Визите к Минотавру» стали настоящей классикой отечественного кино. Но почему именно Кащей – любимая роль? Причем так считают и многие поклонники артиста…
Считается, что классический Кащей Бессмертный советского кинематографа появился впервые на экране в 1944 году в одноименном фильме. Георгий Милляр, что называется, задал тренды – отныне все главные сказочные злодеи выглядели больше комично, чем страшно.
Оно и понятно, киносказка не должна была пугать детей. Но у Милляра, особенно в фильме «Огонь, вода и медные трубы» (1967), Кащей превратился в пародию на персонажа из русских сказок. И так продолжалось до начала 80-х.
Автор книги «Вниз по волшебной реке» и сценарист Эдуард Успенский, режиссер-постановщик Михаил Юзовский, снявший до этого современную сказку «Тайна железной двери» и один из главных исполнителей преступников и белогвардейцев (т.е. отрицательных персонажей) того времени актер Александр Филиппенко показали зрителю совсем другого Кащея.
В противоположность образу, созданному Георгием Милляром, сказочный злодей из «Там, на неведомых дорожках…», был больше страшным, чем комичным.
Кстати, Лихо Одноглазое из той же картины, вообще реально пугало детей, не хуже маньяков и чудовищ из американских фильмов ужасов.
Кащей Александра Филиппенко получился не придурковатым и несуразным пакостником, а волевым и целеустремленным негодяем, по-настоящему злым и по-своему симпатичным.
Сказочный злодей одновременно походил и на главаря бандитской шайки, и на блатного сидельца, и на вампира из классических английских хорроров, и на одержимого пациента психбольницы, и даже на настоящего представителя «голубых кровей».
С фильмом «Там, на неведомых дорожках…» у Александра Филиппенко связано много личных историй. Весьма забавных.
Для съемок актера даже не пришлось особо гримировать. Просто регулярно брить голову. Демоническая внешность у Александра Георгиевича от природы, и он научился ею пользоваться.
Натуру снимали в старинном Чернигове. Однажды Филиппенко с ассистентом сразу после команды «Стоп, снято» отправились на железнодорожный вокзал, нужно было срочно ехать в Москву.
Пока помощник стоял в очереди в билетную кассу, актер, пусть и переодевшийся в гражданскую одежду, но еще не до конца вышедший из образа, курил на платформе.
К нему подошел милиционер, стал допытываться: «Кто такой», «Уж больно рожа у тебя подозрительная» и т.д. Кащей-Филиппенко в ответ выдал что-то нелестное и грубое, что окончательно взбесило человека в форме.
Подозрительного субъекта с внешностью беглого каторжника забрали в отделение, никакие уговоры, что он известный актер и снимается в кино, не помогали. Только приехавшие руководители съемочной группы вызволили Александра, но на поезд он все равно опоздал.
Фильм «Там, на неведомых дорожках…» вышел на экраны в мае 1982 году, а через некоторое время после премьеры Александр Филиппенко приехал в дом отдыха Всероссийского театрального общества, расположенный в усадьбе Щелыково Костромской области, в родовом имении А. Н. Островского.
Каждый день он встречал в столовой своего коллегу, актера Эдуарда Марцевича, приехавшего на отдых с двумя маленькими сыновьями. Когда наступил день отъезда, Эдуард Евгеньевич предложил в следующем году согласовать сроки и вновь приехать сюда в одно время.
Александр Георгиевич удивился, они не были большими друзьями, но оказалось, что на каждом приеме пищи хитрый папаша усаживал своих детей напротив Филиппенко и говорил им, что если они не будут кушать, то он отдаст их на съедение Кащею.
Мальчишки, как раз только посмотрели фильм в кинотеатре и остались под большим впечатлением. Невкусную еду поглощали без остатка.
Еще одна история, связанная с Кащеем, произошла в начале лихих 90-х. В концовке фильма «Там, на неведомых дорожках» главный злодей произносит фразу: — Ваша взяла! Значит, наше время еще не пришло».
Кстати, в книге и в первоначальном сценарии, на этом последняя сцена с участием Кащея заканчивается.
Но по настоянию цензоров Киностудии имени Горького пришлось доснять жизнеутверждающий ответ царя Макара (актер Леонид Харитонов): — И не придет оно никогда! Но, как оказалось, пришло…
Однажды Александр Филипенко прохаживался по рынку в московском районе Солнцево, как к нему подошли два здоровяка с типичной бандитской внешностью.
Но «солнцевские пацаны» не наезжали, а наоборот, уважительно поздоровались, назвали «братаном» и напомнили актеру про ту самую финальную фразу Кащея. А потом ухмыльнулись, дав понять, что время злодеев, как раз настало…