— Господи, что это? — только уснувшую Анастасию Вертинскую разбудил шум на балконе её ташкентского гостиничного номера. Она бесстрашно распахнула балконную дверь. — Олег Николаевич?! Что Вы тут делаете?
— «Что я скажу? Зачем Вам разбираться? Скажу, что эта ночь, и звёзды, и луна, что это для меня всего лишь декорация, в которой Вы играете одна!» — Олег Ефремов страстно читал монолог Сирано о любви, а польщённая Вертинская улыбалась.
В «Современник» молодая актриса пришла в 1968 году, больше года перед этим проработав в Театре имени Вахтангова. В свои 24 года она была настоящей кинозвездой, снявшись в таких выдающихся фильмах, как «Алые паруса», «Человек-амфибия», «Гамлет», «Война и мир».
Вертинскую буквально преследовали поклонники, не давая ей шагу ступить, а в театре на неё заглядывались коллеги-мужчины. Однако, актрису романы мало интересовали.
Она недавно развелась с Никитой Михалковым, в коротком браке с которым родился сын Степан, и тяжело переживала крах семейной жизни.
— Развод явился для меня ужасной трагедией, — рассказывала Анастасия. — Встретились два сильных человека в период своего формирования. Я по натуре не жена гения, не могу быть нигде вторым человеком.
Я исступлённо, почти маниакально хотела стать актрисой. А Никите нужна была женщина, которая бы жила его жизнью, его интересами. Он мне всегда говорил, что назначение женщины — сидеть на даче и рожать детей…
40-летний Олег Ефремов с репутацией Дон Жуана не мог не обратить внимания на яркую звёздочку. И в середине 1969 года на гастролях в Ташкенте между ним и Вертинской вспыхнул роман.
Олег Ефремов на тот момент состоял в третьем законном браке. Его супругой была Алла Покровская, актриса и коллега по «Современнику», с которой как раз в 1969 году он снялся вместе в фильме «Свой».
Пара поженилась в 1962 году и воспитывала сына Михаила, который позже станет популярным актёром, а также получит срок за убийство человека, так как он сбил его, будучи за рулём машины в состоянии сильного алкогольного опьянения.
Алла стоически терпела увлечения мужа другими женщинами, разводиться она не хотела, хотя супруги даже разошлись по разным квартирам. В «берлоге» Ефремова стала хозяйничать Анастасия: сделала ремонт, обновила мебель, а затем занялась внешностью Олега, превратив его в настоящего денди.
Худрук был довольно равнодушен к обстановке, он, что называется, «горел» театром. Но с тех пор полюбил элегантные костюмы, рубашки и обувь. Вертинская сильно повлияла на него, развив чувство стиля.
Однако разводиться Ефремов не спешил, а пока, задумав поставить «Чайку» Чехова, дал Анастасии роль Нины Заречной. Вскоре пара вместе снялась в фильме «Случай с Полыниным» по Симонову.
Вертинская и Ефремов играли московскую актрису и командира авиационного полка, полюбивших друг друга, когда на фронт приезжала актёрская бригада.
Из «Современника» Олег ушёл в МХАТ в 1970 году, а Анастасия так и работала в «Современнике». МХАТ появится в её жизни лишь в 1980 году, и она снова плодотворно начнёт сотрудничать с Ефремовым, как режиссёром, и там.
Вертинская успеет второй раз побывать замужем (Александр Градский был её супругом с 1976 по 1980 гг), а Олег разведётся с Покровской в 1978 году.
— Анастасия Вертинская считалась «без пяти минут женой» Ефремова и даже пользовалась театральным транспортом, — вспоминал коллега и друг Ефремова Евгений Новиков. — Их свадьба с Настей считалась делом решённым, она себя смело вела на репетициях и чувствовала хозяйкой.
Любовные отношения, возникшие в 1969 году, продлятся около 20 лет, несмотря на увлечения Олега. Почему же Ефремов и Вертинская не поженились?
— У Насти был очень серьёзный недостаток в понимании Олега: она не давала ему спокойно выпить, — объяснял Евгений Новиков. — Другие женщины обычно либо тихо исчезали, когда у него начинался запой, либо таскали его на себе.
Настя же приходила к нему домой и выливала водку в раковину! Ну не терпела она пьянства! А в результате Олега снова начали видеть у Дорошиной…
Потом взгляд режиссёра переместился на Иру Мирошниченко, которая радовала его не только своей красотой, но и умением приготовить вкусный обед. Но и за этим свадьбы не последовало…
Тем не менее, на кого бы ни переключался Олег Ефремов, Анастасия подтверждала в интервью, что роман с режиссёром длился и длился. 20 лет многие и в браке не проживают!
Она рассказывала, что напрасно о ней думают, как о человеке, родившемся в рубашке, — актрисе тяжело давались даже самые удачные её роли. Непросто складывалось и с Ефремовым, отношения с которым она в то время считала одновременно прекрасными и мучительными — настоящей любовью.
— Мучение состояло в том, что не могла я порвать с ним! — рассказывала Вертинская. — Любила и страдала, и я всегда металась меж двух состояний… впрочем, сейчас, оглядываясь назад, я могу сказать, что самая моя большая любовь, самая значительная — к отцу и сыну.
Талант Олега Николаевича я никогда не подвергала сомнению, для меня он был и остаётся учителем. Я его обожала. Но в тот период, когда я хотела выйти за него замуж, это было невозможно, так как он был женат.
А когда он сам этого захотел, я его уже не любила. Не забывайте и то, что Олег Николаевич был очень пьющим человеком. Это тяжкий крест, и я его взвалить на себя не могла…
Любопытно, что уход Анастасии из МХАТа многие объясняют просто: Ефремов заменил её на другую актрису в одной из постановок, Вертинская не потерпела такого и написала заявление об уходе.
Ситуация по словам актрисы была несколько тоньше. Она уже много лет посвятила театральной сцене, и ей хотелось чего-то нового. В стране начиналась перестройка, подул ветер свободы (что бы под этим ни понималось), и Анастасии тоже хотелось более свободного творчества.
Но в театре царила диктатура. Ефремов, много говоря о демократии, по сути никакой демократии не признавал, безраздельно властвуя.
В какой-то момент Вертинской очень захотелось… сбежать! А пока на собрании, где режиссёр жёстко критиковал труппу по своему обыкновению, она предложила пригласить итальянского режиссёра Стреллера, мечтавшего что-нибудь поставить в МХАТе.
— Почему мы же мы такие плохие? — выступила с возражениями Вертинская. — У нас режиссуры нет никакой приглашённой…
Позовите же Стреллера, он считает театр хорошим и труппу, у нас одни звёзды — Смоктуновский, Евстигнеев, Лаврова, Мягков, Любшин, Калягин. Если уж со Стреллером мы окажемся плохими актерами, тогда…
Видимо, Ефремов посчитал это дерзким выпадом против него и… начал потихоньку от Анастасии заменять её в спектаклях.
— Ты знаешь, что идёт репетиция «Дяди Вани»? — в трубке телефона звучал растерянный голос Олега Борисова. — Вместо меня — Ефремов, вместо тебя — Мирошниченко!
— Да?! — удивилась Вертинская. — А почему он мне ничего не сказал? Почему это не открыто, почему кулуарно? Как-то нехорошо.
Но в этот момент актриса обрадованно подумала: «как хорошо, что нехорошо, пойду-ка вырвусь на свободу». Она начала преподавать в Париже, потом в Лондоне. Олег же, по словам актрисы, долго звал её вернуться и играть и эту роль, и другие, но…
— Мне было уже не до роли. На самом деле, я вижу в этом провидение. Всему свой срок. И театр я покинула не потому, что ушла любовь к Ефремову. Да, она ушла, но осталось огромное уважение к нему и колоссальное чувство благодарности.
Он был уникальным, конечно, учителем. И до последнего момента молодое поколение заворожённо слушало его. Хотя он уже медленно говорил и долго формулировал мысль. Не было уже той творческой искромётности.
И всё равно Ефремов был потрясающе мудр, он фантастически владел профессией, и через профессию формировал тебя как личность.