«Капитан орал: «Леонов, уйди с корабля! Потопишь!» Как Евгений Леонов отблагодарил судьбу за свое «воскрешение»

30 лет назад, 29 января 1994 года, не стало великого актера Евгения Леонова (1926-1994) Я ходил на прощание с Евгением Павловичем в «Ленкоме». В этот день, 1 февраля, тысячи людей шли и шли с цветами к театру, молча вставая в очередь.

Помню, особенно удивило, что в этой огромной цепочке, растянувшейся вдоль улицы Малая Дмитровка, было немало именитых актеров.

Валерий Золотухин, хромая, с палочкой-костылем встал сзади меня. Подъехала машина, из нее вышел Николай Караченцов, на нем лица не было… И тоже встал в очередь. Хотя мог пройти через служебный вход.

Е. Леонов и его роли. Фото из открытых источников

29 января – день памяти Евгения Павловича. По этому поводу предлагаю несколько историй из его жизни.

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ АВИАТОР

Не все знают, что в юношестве Женя всерьез собирался связать свою жизнь с авиацией. Его отец, Павел Васильевич, работал инженером на военном авиазаводе №32, и Евгений на пару со старшим братом Николаем, вдохновленные папиными романтическими рассказами о небе и полетах, решили идти по его стопам.

Женя в детстве. Фото из открытых источников
Со старшим братом Николаем (1924-2017). Фото из открытых источников

Еще во время войны оба поступили в московский авиационный приборостроительный техникум. Брат успешно его окончил и потом стал инженером-авиаконструктором КБ им. Туполева. А вот Леонова-младшего сманила сцена.

В техникуме он так увлекся художественной самодеятельностью, что на третьем курсе бросил его и поступил в экспериментальную театральную студию при Московской областной филармонии, которой руководил главный балетмейстер Большого театра Ростислав Захаров.

Говорят, во время творческого экзамена не отличавшийся героической внешностью и стройностью смешной подросток с таким серьезным видом, сверкая очами, читал стихотворение Александра Блока «В ресторане»

(«Никогда не забуду (он был, или не был, Этот вечер): пожаром зари…»), что приемная комиссия буквально умирала со смеху. И в итоге был принят. Если это и байка, то довольно красивая.

В этой студии, как вспоминал Леонов, он пропадал ежедневно с 8 утра до часу ночи, и «с тех пор мечтал стать только артистом».

Евгений Леонов в роли Лариосика и Татьяна Семичева в роли Елены. Сцена из спектакля театра им. Станиславского «Дни Турбиных». Фото из открытых источников

«ОТ СЧАСТЬЯ ЦЕЛОВАЛСЯ С ТИГРАМИ»

Окончив в 1947 году это учебное заведение, молодой актер был принят в труппу Московского театра Дзержинского района, а через год перешел в театр имени Станиславского. Именно в этот период он начал сниматься в кино.

Правда, в первых трех картинах – «Карандаш на льду» (дворник), «Счастливый рейс» (пожарный) и «Спортивная честь» (официант в ресторане) – Леонов не удостоился даже упоминания в титрах.

«В течение скольких лет я, кроме массовок, ничего не играл. У меня стало появляться сомнение: правильно ли я сделал, что пошел в искусство…», – признавался он много лет спустя.

«Звездный час» Леонова пробил в 1961 году с выходом уморительной комедии Владимира Фетина «Полосатый рейс». В ней он сыграл буфетчика Глеба Шулейкина, вынужденно выдавшего себя за укротителя тигров.

Картину посмотрели более 32 миллионов зрителей (1 место в прокате) и в итоге – всенародная слава, переходящая в обожание. В 35 лет.

В фильме «Дорога», 1955 год
В фильме «Полосатый рейс»
«Полосатый рейс», 1961 год

Сам Леонов очень любил эту картину, во время встреч со зрителями охотно рассказывал о забавных приключениях во время съемок. Вспоминал, что когда у него родился сын, был так счастлив, что на радостях «пошёл целоваться к тиграм».

В шутку «гордился», что первым из актеров «показал свой мощный зад советскому зрителю»». Хотя во время съемок этих кадров ему самому было не до шуток. Дело в том, что Леонову пообещали защитить его от тигра пуленепробиваемым стеклом.

Читайте  Несмотря на славу, ни он, ни его семья счастливыми не стали. Кем стала дочь Андрея Болтнева

Но оператору Дмитрию Месхиеву сильно мешали блики от стекла, и они с Фетиным и дрессировщиком Константиновским решили незаметно для актера его убрать.

В результате, когда намыленный шампунем Леонов протер глаза, он увидел перед собой морду обнюхивающего его тигра. И как был голышом, пулей выскочил из ванной. В кадре его испуг был настоящим.

Когда журналисты «пытали» Евгения Павловича, почему он стал комиком, он отшучивался: «Потому что у меня лицо круглое. Я был толстый, неуклюжий и круглый — значит, комик.

Хотя то, что я стал комедийным актёром, мешало мне как человеку, как артисту. Смешной… И всю жизнь от меня ждали смешного».

Но уже после «Донской повести» (где у того же режиссера Фетина Леонов сыграл трагедийную роль казака Якова Шибалка), и особенно после «Белорусского вокзала» (Иван Приходько) и «Старшего сына» (Сарафанов-старший), всем стало очевидно – пределов для его актерского дара не существует.

Это подтвердила и его мощная театральная карьера на сцене «Ленкома», где Леонов прочно обосновался с 1974 года и сыграл свои лучшие театральные роли: Ламме Гудзака в «Тиле», Вожака в «Оптимистической трагедии», Иванова в «Иванове», Подсудимого в «Диктатуре совести» и Тевье-молочника в «Поминальной молитве».

Режиссер Андрей Гончаров признавал: «Евгений Леонов был великим русским комиком. А знаете, что такое русский комик? Это обязательно, непременно — еще и трагик, в нем должна быть романтическая слеза, звучать интонация трагедии».

Актер Александр Абдулов так характеризовал своего коллегу и многолетнего партнера по сцене: «Евгений Павлович был непростой человек. В работе фантастически дотошен, пока все не разберет по зернышку, никогда не успокаивался.

Партнером он был фантастическим, с ним играть было за счастье. В жизни это был человек, который безумно любил свою семью. Самое важное, что было в его жизни, его семья — жена, ребенок, собака».

«Донская повесть», 1964 год
«Белорусский вокзал», 1970 год
С Н. Караченцовым в фильме «Старший сын», 1973 год

«ЛЕОНОВ, МАТЬ ВАШУ, УЙДИ С ПАЛУБЫ! КОРАБЛЬ ПОТОПИШЬ»

Сходу даже трудно назвать актера, которой бы пользовался такой невероятной зрительской любовью как Леонов. И об этой народной любви есть немало удивительных историй.

Сын актера Андрей рассказывал: «Стоило отцу выйти на улицу, как его тут же окружала толпа, его узнавали на рынке в любом городе и давали все продукты бесплатно».

Сегодня в это трудно поверить, но во время поездок Евгения Павловича на поезде его купе… охраняли проводники. Причем добровольно – не хотели, чтобы поклонники разорвали его на части.

Питерский театральный режиссер Рудольф Фурманов вспоминал: «Не скажу, что быть всенародным любимцем ему было просто. Но Евгений Павлович, как мог, добросовестно старался соответствовать.

Допустим, у нас до поезда времени в обрез, ни минуты лишней. Но тут к Леонову наперерез бросается какой-то поклонник, и он не успевает увернуться. И все, уже не может отказать в автографе, общении.

А потом ему приходится бежать, задыхаясь. А мне тащить его чемодан — ради того, чтобы у кого-то появилась наспех написанная на клочке бумаги фраза: «С приветом. Ваш Леонов, Винни-Пух».

Одну из самых удивительных былей на эту тему поведал режиссер Георгий Данелия, который считал Леонова своим талисманом и перед запуском своего очередного фильма в первую очередь ломал голову вопросом: «Кого в нем будет играть Евгений Павлович?»

Читайте  Время не щадит: как изменились актрисы из популярных российских фильмов 90-х

По словам Данелия, на съемках его трагикомедии «Совсем пропащий» (1973 год) вся съемочная группа жила на пришвартованном к берегу теплоходе. Однажды заядлый курильщик Леонов вышел на палубу подымить.

А мимо на тихом ходу шёл теплоход «Тарас Шевченко» с отдыхающими. Кто-то, увидев актера, крикнул: «Ребята, это же Леонов!» Тут же огромная толпа высыпала на палубу посмотреть на него. Пассажиры, матросы…

Из-за резко сместившегося центра тяжести судно опасно накренилось. В этот момент перепуганный до смерти капитан заорал по громкой связи: «Леонов, мать вашу растак, уйди, мать твою, с палубы! У меня сейчас теплоход перевернётся на хрен!»

Комментируя этот случай, Данелия добавил: «Было в Леонове что-то такое — магнетизм, биотоки, флюиды… Не знаю, как это назвать. То, что безотказно вызывало у людей положительные эмоции».

«Я ИГРАЛА С САМИМ ЛЕОНОВЫМ»

Известно, что Евгений Павлович своим гениальным творчеством стал «крестным отцом» для многих сегодня известных актеров.

«Когда мне было шесть лет, — рассказывала автору этих строк актриса Екатерина Редникова («Барышня-крестьянка», «Вор», «Архангел», «Падение» и т .д.), — моя мама работала главным бухгалтером ДК завода «Серп и молот», и туда приезжал театр «Ленком» со спектаклем «Иванов», где главную роль играл Евгений Павлович.

И им нужна была маленькая девочка. Не знаю, почему у них не было «своей», но взяли именно меня. В «Иванове» мне нужно было просто пройти через всю сцену во время семейной драмы. Потом Евгений Павлович мне на программке написал: «Маленькой Катеньке большого счастья!»

Нарисовал рожицу Винни-Пуха и подписался: «Винни-Пух». У моей мамы этот автограф до сих пор где-то в запасниках лежит… Может, это звучит наивно, но именно с тех самых пор мне запала мысль стать актрисой. Я же «играла» с самим Леоновым!»

Один из признанных советских комиков, Михаил Кокшенов, на вопрос, кто для него №1 в комедийном жанре, не задумываясь, назвал Евгения Леонова. И рассказал такую историю.

«Мы с Евгением Павловичем пересеклись всего один раз – на озвучании «Легенды о Тиле». Помню, он стоял у микрофона и все должны были «бить» его – «наваливались» и орали, конечно, не трогали руками, но толкались…

Вдруг он как закричит: «Стоп!» Запись остановили. Все: «Евгений Павлович, что случилось?!» Леонов говорит: «Дайте я бумажник переложу, а то тут такая компания!» Все мы просто легли…

«Уровень популярности Леонова был фантастическим. Как у Джона Леннона, не меньше, — утверждал Актер Михаил Боярский. — Когда он выходил на площадку, стадион ревел. Когда шел по железнодорожной платформе — все останавливались, открывали рты.

А он всем кивал на ходу, дубленка нараспашку, меховая шапка, маленький, пухленький, с коротенькими ножками, очень такой колоритный.

Люди к нему тянулись, считали душкой. Но на самом деле Леонов мог быть очень резким, мог огрызаться. Очень сложно быть всенародно любимым человеком год за годом. Эта любовь может в гроб свести!»

«Джентльмены удачи», 1971 год
«Обыкновенное чудо», 1978 год
«Осенний марафон», 1979 год

«БЛАГОДАРИЛ СУДЬБУ ЗА СПАСЕНИЕ»

После премьеры в 1980 году трагикомедии Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово» Евгений Павлович получил письмо от зрителя: «Дядя Женя, зачем вы там сыграли, вы же умираете в конце фильма?!»

Он чуть не умер в июле 1988-го, когда труппа «Ленкома» гастролировала в Гамбурге. В результате обширного инфаркта Леонов пережил клиническую смерть, после чего 16 суток провёл в коме.

Читайте  Природа пошутила: пять некрасивых дочерей известных русских красавиц

Во время операции по шунтированию немецкий врач сначала попросил стоявшего рядом сына Леонова Андрея разговаривать с отцом, петь, читать ему стихи – «вдруг он слышит».

А затем сказал: «Молись, и если Бог тебя услышит, твой отец вернется. А мы бессильны». Тогда произошло чудо — Евгений Павлович выкарабкался.

Но… «В России ему врачи советовали сидеть дома, смотреть в окошко, — рассказывал сын. — Для папы это было невозможно вынести».

Кадр из фильма «Афоня», 1975 год
«Кин-дза-дза!», 1986 год

Спустя всего 4 месяца он уже вышел на сцену «Ленкома». В том же 1988 году снялся у Марка Захарова в фильме «Убить дракона», еще через год начал репетировать сложнейшую роль Тевье-молочника в спектакле «Поминальная молитва» Григория Горина.

Горин вспоминал: «Присутствуя на репетициях, я стал ловить себя на странном ощущении, что не слежу за текстом, а страшно нервничаю за Евгения Павловича.

Вдруг он остановился, как-то сник, взялся рукой за сердце. Кому стало плохо: Леонову или Тевье, у которого дочка отправляется в Сибирь?

Всякий раз после репетиции я подбегал к Леонову: мол, мне показалось, что у вас сердце заболело. «Мне тоже, — отвечал Леонов. – А потом прислушался – оно по роли болит».

Евгений Леонов с Татьяной Пельтцер в спектакле «Поминальная молитва»
Е. Леонов с женой Вандой и сыном Андреем. Фото из открытых источников

Леонов не жалел себя и вне театра — брался за все новые и новые кинороли, мотался по гастролям, участвовал в концертах. Объяснял это тем, что так он «благодарил судьбу за чудесное спасение».

Александр Абдулов вспоминал: «Это случилось за два дня до его смерти. Вместо меня должен был играть Саша Лазарев, первый раз

. И я попрощался с Евгением Павловичем, сказав ему: «Все, в последний раз сыграли». А он в ответ: «Что ты, не расстраивайся, мы еще сыграем». Но я попрощался. Наверное, единственный, кто успел это сделать».

В этот же день Леонов встретился со своим старшим братом. Николай Павлович потом рассказывал, что во время их последней прогулки «Женя все время останавливался и твердил, что задыхается».

…29 января 1994 года Евгений Леонов должен был играть одну из своих любимых ролей Тевье-молочника в «Поминальной молитве». Собираясь на спектакль, он почувствовал себя плохо.

Жена Ванда тут же вызвала «скорую», кричала в трубку, что артист Леонов умирает. Врачи потом сказали, что его смерть была мгновенной – оторвался тромб.

Когда администратор театра объявил зрителям, что Леонов умер, спектакль отменен, а билеты можно сдать в кассу, в зале воцарилась мертвая тишина. Марк Захаров вспоминал: «Потрясенные зрители не возвратили билеты в кассу.

С зажженными свечами они несколько часов простояли у входа в театр». Они не могли поверить, что это действительно произошло, надеялись — ошибка.

«В этом, может, и не стоит публично признаваться, но у меня до сих пор возникает депрессия, связанная с папой, которая останется на всю жизнь, — несколько лет спустя признался Андрей Леонов.

— Но, несмотря на то, что так тяжело, папа же все время рядом — на экране. Все равно я чувствую его присутствие.

Включаю телевизор — и вдруг он появляется. И я вижу доброе, улыбающееся именно мне его лицо…» Подозреваю, что похожие ощущения при виде Евгения Леонова на экране — у многих и многих.

Е. Леонов. Фото из открытых источников
Похороны Евгения Леонова. Фото Анатолия Белясова
Похороны Евгения Леонова. Фото Анатолия Белясова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *