Конечно, те, кто знали и работали с Олегом Далем (1941-1981), могли что-то постичь в характере этого неуловимого человека. А зрители верят собственным глазам и эмоциям.
Поэтому сразу скажу, что слово «жираф» очень подходит к Далю! Он был высокий, какой-то особенно длинноногий, с ломкими аристократическими пальцами и огромными круглыми глазами.
Вот он такой нескладный «жираф» в роли сержанта Колышкина в фильме «Женя, Женечка и «Катюша». Очень тонкий, романтичный фильм о войне, да ещё и с песнями Окуджавы. Там Даль просто незабываем.
А киносказки? Вспомните «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» или его Солдата в фильме «Старая, старая сказка» или Ученого в «Тени» по Евгению Шварцу. И сразу хочется про каждую роль Даля отдельно написать!
А ведь есть еще «Вариант «Омега», «Земля Санникова», «Приключения принца Флоризеля», «Не может быть!», «Плохой хороший человек»… Нет, ещё «Отпуск в сентябре» по «Утиной охоте» Вампилов. Это, может, лучшая роль Даля в кино.
Даль был нервный, ранимый, с обостренным чувством собственного достоинства. Поэтому не прощал и много менял театры.
Но и пантера в нем тоже была. Иначе режиссёр Масленников не пригласил бы Даля переозвучить роль профессора Мориарти в нашем культовом «Шерлоке Холмсе»!
Пантера могла выскочить прямо на сцене. На спектакле «Валентин и Валентина» в «Современнике» Олег Даль сел на край сцены и попросил у зрителей прикурить. Конечно, как кричал Велюров: «А кто не пьёт, скажи?», но многие актёры пили тихо, а Даль всегда проявлял «пантерью» повадку.
Как известно, проснимавшись 20 дней, Даль ушёл из фильма «Экипаж». Он умел конфликтовать с режиссёрами из-за непунктуальности и халатности служб на площадке. Неудобный актёр, короче говоря.
Но и театр нанёс Далю немало сильнейших ударов. Особенно родной «Современник». Выпускника театрального училища Даля туда привёл Ефремов. Кто, собственно, тогда мог не подчиниться человеческому обаянию и режиссёрскому таланту Олега Ефремова? И Даль подчинился с подростковым восторгом.
Актёра Даля очень ценили в театре, любили. Но сыграл он в «Современнике» мало и явно не по своему таланту. Хотя, по правде сказать, в этом театре при Ефремове было столько талантов, что поди-ка пробейся на роль. Спектакль же не резиновый!
Именно поэтому Олега Даля с травмированной ногой в один день заменили Константином Райкиным в спектакле «Двенадцатая ночь». Даль был в шоке….
Я уже не говорю про известную историю женитьбы Олега Даля на Нине Дорошиной, когда Олег Ефремов посадил невесту на колени и обьявил, что его она любит больше.
Вот что это было? Бахвальство? Любовь? Или указание на то, кто тут главный? Неприятная история и только можно себе представить, что пережил Олег Даль.
Его в «Современнике» и звали «Далёнок» или «Олег-маленький». Понятно, кто был «Олег-большой» и не в росте тут дело совсем. А ведь Ефремова сначала Даль боготворил, но так и не простил. Особенно за уход во МХАТ.
Алкоголь сыграл разрушительную роль в жизни Даля. Он и «зашивался», и принимал лекарства, которые ему из Франции привозила Марина Влади. Любимая жена Лиза, ангел-хранитель Олега Даля считала, что приглашение во ВГИК преподавать актёрское мастерство, продлило бы жизнь мужу.
Даль увлёкся, серьезно готовился к занятиям, но…. Слишком мало было отпущено времени Олегу Далю. В 39 лет он умер во сне от остановки сердца. Версий смерти, как водится, немало. Финальный факт только одинаков.
Олег Даль похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Остались фильмы, где он так прекрасен. Этот одинокий жираф или взрывная пантера…