Отцы и дети – тема извечная. Большинство детей, став взрослыми, прощают и принимают своих родителей. Но между отцом и сыном Говорухиными отношения складывались даже не плохо, а ОЧЕНЬ ПЛОХО.
Даже став взрослым состоявшимся мужчиной, сын не мог сдержать свои эмоции в отношении отца, и они то и дело проливались едкой критикой в интервью.
Станислав Говорухин был культовым советским и российским актером, режиссером, сценаристом. Такого звездного будущего ничего не предвещало: мальчик родился 29 марта 1936 года в городе Березники в Пермском крае.
Их с сестрой тянула мать, помогала бабушка. Как-то бабушка сказала Станиславу, что их отец бросил семью, а потом спился. После смерти матери Станислав и старшая сестра Инесса подали запрос об отце в КГБ и узнали, что Сергея Георгиевича репрессировали. То ли узник умер в ссылке, то ли его расстреляли.
В психологии есть такой феномен: дети вольно-невольно, но копируют отношение собственных родителей, переносят его на собственных детей.
То есть копируют сценарий своей семьи, и так из поколения в поколение. Станислав был лишен отца, и сам он в итоге тоже стал отсутствующим отцом для своего ребенка, будучи живым. Но это позже.
Молодой Станислав поступил учиться на геолога, дело было в Казани. В те годы зарождалось советское телевидение, первые студии появились и в Казани.
Станислав с головой погрузился в эту стихию: трудился оператором, монтировал отснятое. В 1961 году, Говорухин стал мужем молодой театральной актрисы Юноны Каревой. Стал мужем, и в тот же год оставил жену навсегда, с новорожденным сыном на руках.
Итак, ему было 25 лет, когда в 1961 году он уехал жить и работать в Москву. И там уже все завертелось: режиссерский факультет ВГИКа с красным дипломом, Одесская киностудия. А в Казани остался новорожденный маленький сынок.
Можно ли осуждать молодого мужчину за то, что де-факто бросил новорожденного сына? С одной стороны, его можно понять: ну 25 лет, манит карьера, манит столица, манят жизненные перспективы.
А у Говорухина эти перспективы были невыдуманные, он реально был талантлив. В Казани этот талант он бы не смог реализовать. А с другой стороны… оставить собственного малыша – ну это попросту подлый поступок.
Между тем, у Юноны в Казани вполне неплохо складывалась актерская карьера. На Станислава она зла не держала, ну уехал и уехал. Позднее, через 15 лет, он еще и дал ей роль в одном из своих фильмов. Но общались они исключительно как коллеги.
С сынишкой взаимоотношения сложились куда как сложнее. Если Юнона, судя по ее действиям, была женщиной спокойной и по-своему мудрой, то маленький Сережа был бурей эмоций воплоти. С малых лет он понял, что отец его бросил, и обиделся со всей искренностью, которая могла быть присуща детской душе.
Станислав Говорухин больше отцом так и не стал. Нет, он обожал женщин, и в силу своей работы мог контактировать с самыми интереснейшими дамами страны.
Он работал с Высоцким, Соловьевым, с другими культовыми личностями из киноиндустрии… Но вот отцовство и домострой в том смысле слова, в котором это было принято в Союзе, – ну не его это было.
Говорухин попытался наладить отношения с сыном, когда тот заканчивал школу. Сергей, в свою очередь, смягчил гнев на милость и понял, что связи отца могут быть полезными и обижаться банально не выгодно.
Но червячок обиды жил в его сердце и еще не раз давал знать о себе в самом неприятном своем проявлении. То есть Сергей высокомерно «позволил» отцу помочь себе в учебе, но при этом держал дистанцию.
В период студенчества Сергея у него в отношениях с отцом наступила «оттепель». Отец и сын как бы общались, но постоянно друг над другом подшучивали.
Когда Говорухина-старшего утвердили президентом фестиваля «Золотой Дюк» он передал сыну роскошную визитку с надписью: «Говорухин Станислав Сергеевич – Президент фестиваля».
Сергей тут же смастерил визитку ответную: «Говорухин Сергей Станиславович – ошибка Президента» и послал отцу. Ошибка!! То есть вы представляете, что там надумал себе Сергей о том, что он – ошибка его отца.
Когда Сергей занялся режиссурой, то его обида на отца снова полилась через край. И теперь мог позволить себе ее высказать вслух в различных интервью, что и делал.
Сам уже стал отцом – казалось бы, ну теперь ведь ясно, что быть родителем непросто. Но нет, простить родного человека Сергей так и не смог.
В 1994 он в качестве военного корреспондента собрался в Чечню. Его сынишке тогда было 4 года. Мы видим снова этот сценарий, уже в третьем поколении: отец покидает сына.
Говорухин-старший был категорически против: «Я уговаривал Сережу не ехать в Чечню, но он не послушался. В итоге получил ранение в ногу.
Снайпер выстрелил в движущийся грузовик. Целился в водителя, но промазал. А Сережа сидел рядом, и пуля попала ему в подколенную артерию. В итоге ногу пришлось ампутировать. А ведь я говорил, что ни к чему хорошему эта поездка не приведет».
Сергей Станиславович занял нишу военного корреспондента, написал несколько книг, удостоился ордена «За отвагу». Занимался общественной деятельностью. Кино-работы своего отца называл бедой и критиковал беспощадно, местами даже жестоко.
«Место встречи изменить нельзя» мне не нравится. А «Ворошиловский стрелок», «Не хлебом единым», «Аристократка» – это просто беда! …
Поймите, кино – это профессия, из которой уходить нужно вовремя. В литературе можно копаться всю жизнь, а в кинематографии – сложно. Если посмотрите всех классиков кино, то увидите: чем больше они снимают, тем хуже получается».
Говорухин-старший на сына не обижался. Ему хватало и зрительской любви. Благодаря спокойной мудрости отца конфликт не вышел за рамки приличия.
Общение сына и отца в последние годы было случайным. Встречались раз в пару лет и все. Сергей скончался, не прожив и 2 месяца после 50-летия, причина – инсульт.
Когда Говорухин-старший узнал страшную новость, то примчался в больницу одним из первых. Он не отходил от сына, пока тот был в коме. На похоронах он скажет, что в последние две недели жизни сына они были близки как никогда прежде.
Сам Станислав Сергеевич скончался в июне 2018 года, в возрасте 82 лет, пережив своего единственного сына на 7 лет.