«Я страшная, как черт, красавицей никогда не была, но смешить людей обожаю». Обрести славу после 70 – актриса Крейлис-Петрова

Думаете, актерская слава – удел молодых и красивых? А вот и нет! Чудесная характерная актриса Кира Крейлис-Петрова, которую называли «главной комической старухой страны» и «Яншиным в юбке», стала по-настоящему знаменитой только после семидесяти.

Впереди у нее оставалось почти два десятилетия плодотворной работы на радость людям. «В России нужно жить долго», как говаривал еще один знаменитый старик, Корней Чуковский…

Девчонка — «клоуниха» из бомбоубежища

«Кира» — не такое уж экзотическое имя для довоенного Ленинграда. Первого секретаря Ленинградского обкома Сергея Мироновича Кирова любили в народе. Но девочку же не назовешь «Сергеем», даже в знак очень большого уважения… Вот и пошла мода.

Их осталось очень немного, маленьких ленинградок, появившихся на свет в 30-е. Потому что впереди была блокада. Кира с матерью и сестрой провела в осажденном городе все 872 дня. Все трое выжили

Это благодаря маме. Большинство жильцов нашего многоквартирного дома умерли… Я таких драм и ужасов насмотрелась. Война обнажала человеческое нутро. Хороших и плохих людей было… примерно поровну. Из некоторых все человеческое уходило, один наш сосед отбирал у жены и детей хлебные карточки, все сам съедал…

Но, знаете, как только семья начинала делить крохи хлеба на «мое» и «твое», гибель была неизбежна, для всех. Наш кусок хлеба всегда был общий. У моей матери вообще было золотое сердце.

Бывало, бредем по улице, ветер нас, полуживых, шатает, а в снегу человек лежит, живой, но обессилевший настолько, что сам точно не встанет уже. Мама не могла пройти мимо. Всегда спрашивала адрес, и мы волокли этого несчастного к его дому на себе…

И хотя Кира Александровна любила повторять со своим неподражаемым чувством юмора: «Золотое детство, в которое хочется вернуться – это не про меня. Лучше пусть старухой буду», даже в том аду она ухитрялась смеяться и смешить других.

Ну вот такая я дура уродилась, всех и всегда смешить люблю. Бывает, сидим в бомбоубежище, налет, гремит, малыши плачут от страха.

А я гримасу скорчу, усики сажей подрисую, пальто наизнанку выверну и пою частушки собственного сочинения: «Бомбы сыплют, как горох, ох, скорей бы Гитлер сдох». Взрослые смеются, дети плакать перестают, вот уже и не так страшно…
Со своим амплуа Кира определилась сразу:

Читайте  Трижды женатый Евгений Миллер стал счастливым отцом, строит удачно карьеру и надеется сохранить брак до конца жизни

Я страшна как черт! Но что поделать, я никогда не была красавицей. Я комедийная актриса, я люблю смешить людей»

Страшная, но счастливая

Предварительный набор в Школу-студию МХАТ проводили прямо в Ленинграде. Кира Петрова, которая очень хотела стать артисткой, пошла на прослушивание. Юные кандидаты подслушивали под дверью, как читают другие, несмотря на то, председатель комиссии строжайше запретил им это, сказав:

«Кого поймаю, до прослушивания не допущу, недисциплинированные студенты нам не нужны!». Конечно же, «поймали» безоглядно искреннюю, порывистую, неосторожную Киру. И выгнали, запретив принимать участие в отборе.

Я пошла домой, ревя белугой. Мама мне сказала: «Ты же хочешь стать артисткой? Не отступай. Снова иди». Через несколько дней я попросила подружку узнать, можно ли мне прийти, несмотря на произошедшее, и ей ответили:

«Да пусть приходит, у нее все равно шансов ноль» Эх, как меня это разозлило! Захожу, а комиссия сидит, чуть не в носу ковыряет, скучно им… Я прочла «Ворону и лисицу» так, что под конец все хохотали в голос. И неожиданно меня приняли!

Кира Петрова оказалась единственной девушкой, которую зачислили в Школу-студию без дополнительного прослушивания в Москве.

Говорят, в деканат ушла телеграмма: «Нашли жемчужину смеха». Ей выпало учиться на «звездном» курсе, вместе с Галиной Волчек, Игорем Квашой, Петром Фоменко, Ириной Скобцевой, Леонидом Броневым.

«Крейсер Петрова»

У самой же Киры карьера не заладилась. Она не захотела «покорять Москву», а в Ленинградских театрах места для нее на нашлось. С отчаяния она приняла приглашение Сахалинского драмтеатра, и это определило ее судьбу:

Перед самым отъездом мне вдруг звонит приятный мужской голос с прибалтийским акцентом: «Вы Кира Петрова, актриса? На Сахалин едете?» «Да…»- отвечаю растерянно. «А я Яков Крейлис, режиссер, тоже еду на работать на Сахалин. Не составите мне компанию, вместе поедем?»

Они стали вместе оформлять необходимые документы, а за длинную дорогу до Южно-Сахалинска так подружились, что вскоре после прибытия пошли в ЗАГС. И прожили в любви и согласии 45 лет.

Читайте  Малоизвестный муж Лаймы Вайкуле: "Он единственный мужчина, с которым я могу быть". Не ожидала!

Какое счастье было делить жизнь пополам с такой прелестью, как мой Крейлис! Мы с ним без конца хохотали, замечали мелочи, которые нас безудержно веселили. Хотя были очень разные. Он страшный аккуратист, спокойный до флегматичности.

А как стол сервировал! Я-то могу и с газетки за две минуты еду похватать… Слава богу, что дочери его гены передались. Очень редко ссорились, он всегда мирился первый… Я это очень ценила – мне мучительно трудно через гордыню переступить…

Кира взяла двойную фамилию. Возможно, помня, как сразу после института была на прослушивании в БДТ, и начинающий режиссер Игорь Владимиров сказал ей:

Предсказываю: лет через 30 ты станешь второй Корчагиной-Александровской (знаменитая характерная актриса, блиставшая, как в Российской империи, так и в СССР). Вот тогда и придешь…

Долгая дорога к славе

Профессиональной стабильности в карьере Киры Александровны не было многие годы. В ТЮЗе ей нередко приходилось играть и пеньки, и ворон, и избушки на курьих ножках. Но влюбленная в свою профессию Кира ценила все роли:

Из любой роли можно сделать конфетку, я люблю их все! Хорошие эпизоды в историю входят! Помню, в пьесе «Месс-Менд» у меня была стенографистка, без слов. Хохот в зале стоял, и 30 лет спустя мне многие говорят, что помнят этот образ…

А однажды в Пушкинском я изображала негритянку в массовке. Ради одной секунды на сцене час мазалась гримом и час потом смывалась… Ну да, это уже называется «ку-ку», с приветом, в смысле…
В Пушкинский (Александринский) театр она перешла только в 80-м:

Несчастье помогло… У них умерла актриса, роль была для меня подходящая. Мой приятель, актер этого театра как бы случайно меня туда завел и подтолкнул к кабинету Игоря Горбачева. А тот говорит: «О, как кстати, не хочешь к нам перейти? Пора тебе на зимние квартиры» Имея в виду, что ТЮЗ – это юность, которая прошла…

Правильно, в общем. ТЮЗ, честно говоря, не совсем мой театр, я бы хотела «Сатиру» или «Комедию», но не сложилось
С кино ей тоже не особо везло. Кира Александровна особенно долго и болезненно вспоминала, как ей не удалось сыграть Трындычиху в «Свадьбе в Малиновке»:

Читайте  «Нельзя смотреть!». Страшное лицо, любовь с экрана и чёрный список Госкино. Вот что думал Марк Захаров об Инне Чуриковой!

Пробы я прошла. Но Зоя Федорова была звездой, она появилась… и все. Очень обидно до сих пор. Такая моя роль! Мне кажется, я бы ее по-другому сыграла…
Но позже выяснилось, что даже ее крошечные эпизоды, даже в не самых удачных фильмах, зрители запомнили.

Дозрела…

Кира Александровна говорила: Мне до сих пор очень сильно не хватает моего мужа… Похоже, что после смерти он превратился в моего ангела-хранителя. На меня вдруг посыпалось очень много работы. И это спасает меня от смертельной тоски…На старости лет оказалась нужна, дозрела старушка.

С начала 2000-х Кира Крейлис-Петрова стала очень востребована! Роли в театре, антреприза, фильмы и сериалы, огромное количество творческих вечеров, где она читала собственные сатирические монологи. Ее звали и ждали во множестве больших и маленьких городов России. Узнавали на улице.

Слава пришла. И актриса не стала омрачать себе жизнь бессмысленными причитаниями типа «ах как долго я страдала, пока этого не произошло, как жизнь была ко мне несправедлива». Крейлис Петрова была очень умна.

Всю жизнь я спасалась юмором, самоиронией. Они не дадут потонуть. Счастье – это ведь просто: утром хочется бежать на работу, вечером- домой. Ну, еще здоровье. И Бог должен быть в душе, как стержень.

Я ему всю жизнь молюсь, хоть и без посредников. Так что я наисчастливейший человек. Теперь уже можно об этом говорить. Не сглазят, поздно.
Она не дожила полутора месяцев до своего 90-летия.

Однажды Кира Крейлис-Петрова сказала в интервью: Я всю жизнь любила свою профессию, в любом виде и количестве. Говорят, после смерти рождаешься снова. Я молюсь только об одном: родиться снова артисткой.

Чтобы Бог дал мне талант и возможность работать в театре. А если выбор есть, еще и певицей хотела бы быть. Музыку очень люблю.
Как вы думаете, если земная жизнь и правда циклична, Господь ее услышит?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *