Запрещенная музыка в СССР. Как мы требовали перемен?

Как заканчивалась Советская Эстрада и почему она так и не скончалась? Сейчас довольно сложно представить, что нам запретят слушать какое-либо направление в музыке или определенную рок-группу.

А была ли цензура в СССР на самом деле или все утрировано? Сегодня и разберемся в рубрике «История российского шоу-бизнеса».

Что значит «запрещенная музыка»?

Те артисты, которые попадали в «черный список» не могли выступать в публичных местах, их нельзя было транслировать по ТВ и радио.

Плюс к тому, что в разгар 80-х в стране было модно делать дискотеки, их проводили часто, то и на дискотеках запрещенных артистов «крутить» не разрешалось. По сути, артист оказывался в мышеловке, им объявлялся полный байкот.

Вообще первые «черные списки» в СССР появились примерно в 83-84 гг. До этого действительно запрещенных списков артистов не было. Были рекомендованные исполнители и не рекомендованные.

Советская власть всегда чрезвычайно серьезно относилась к чистоте нравов своего народа. Точнее к влиянию творчества на людей, фильмов, литературы, музыки. Было много надзорных органов, которые следили, чтобы люди не связывались с запрещенной музыкой.

Кого нам предлагала слушать власть?

Да вся Советская эстрада была разрешенной. Артистами эстрады называли исполнителей традиционной поп-музыки, материал для которых писали профессиональные композиторы и поэты.

В песнях ставка делалась больше на вокал исполнителя и смысл текста. Стихи писали про про партию, про Родину, про товарищей. Это одобряла власть.

К таким артистам относились: Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Людмила Сенчина, София Ротару, Лев Лещенко, Людмила Зыкина и др.

Власть то одобряла, а народ… Да даже обсуждать это между собой в контексте «плохо» было зазорным. Смотреть всякие сборные концерты эстрады было «дурным вкусом». По крайней мере так считала молодежь, уверенная что все ЭТО вообще не должно существовать.

Читайте  Людмила Хитяева: Три мужа и восьмилетний роман в семьдесят с мужчиной на 40 лет младше

Но чему-то другому существовать власть вряд ли бы позволила. До 87 года без цензуры не игралась ни одна нота на Советской сцене. ХудСовет при Министерстве страны включал в себя самых именитых композиторов страны, так что молодому автору, казалось, не пробить эту стенку. На грани…

Слишком официозные песни на концертах разбавлялись странными, но это уже ближе к 87 году. «Странными» исполнителями, которых вроде и приписывали к Эстраде, но все же, относились настороженно были Игорь Корнелюк, Игорь Скляр, Александр Барыкин, Валерий Леонтьев, да и, пожалуй, сама Алла Пугачева.

Странными они казались из-за своего «неправильного» материала. Когда все поют про Родину и товарищей, Корнелюк вдруг прыгает на сцене с черными макаронами на голове под абсолютно бессмысленную песню про трамвайный билет («Билет на балет»).

Игорь Скляр в белых кедах вызывает танцевать дамочек из зала под несуразную песенку про Комарово, куда тот планирует уехать глядеть на балтийскую волну.

Александр Барыкин, был похоже единственный, кто своей странностью осознанно протестовал против официоза. Так и не став популярным рокером (его группу «Карнавал» всякий раз запрещали и закрывали),

Барыкин то ли пародировал тогдашнюю попсу, то ли все же «нарывался» опять ( песня «Программа телепередач»). Но, выпустив в 88 году песню «Букет» эстрада распахнула перед Барыкиным дверь, перестав называть его нескладным рокером.

Тяжелее всего пришлось Валерию Леонтьеву. Только к 87 году его перестали вырезать из эфиров Центрального телевидения. Ранее Мастодонты телеэфира придирались к его внешнему облику вплоть до формы носа.

Только, кажется, теперь смирились с его прической, перестав называть его «Пугачевой в юбке». Его песни «Ярмарки краски», «Дельтаплан», «Зеленый свет» дали Леонтьеву славу некоего юродивого, местного сумасшедшего. Зачем же таких звать на телевидение…

Читайте  Елена Перминова: как юную модель олигарх Александр Лебедев спас от реального срока и их счастье несмотря на разницу в 27 лет

Алла Пугачева была чуть ли не единственной на эстраде, кто отвечал и за вульгарность, и за вкус. Как бы не смущало начальство ее нравы, поведения и внешний вид, когда речь заходила о международных конкурсах, отправляли, конечно, ее.

Она была лицом Советской эстрады, глядя на нее, зарубежные артисты понимали, что даже в закрытой стране можно ТАК раскрепоститься.

Черный список артистов

Эти коллективы созданы стихийно, многие уклоняются от регистрации и аттестации, некоторые их участники — от общественно-трудовой деятельности, пренебрегают правилами социалистического общежития.

Слепо подражая западной моде, их участники нередко появляются перед зрителем в неопрятном виде, небрежно и вызывающе одетыми, ведут себя на сцене развязно, аморально.

Их музыка характеризуется нарочитым примитивизмом, формированием звука и шумовыми эффектами, многие тексты — отсутствием серьезных мыслей и целей, чувств, откровенной пошлостью и вульгарностью, а порой и аполитичностью».

Несмотря на то, что власти пытались защитить советский народ от тлетворного влияния западных музыкантов, все равно, наши ВИА и рок-группы (шпионы и диверсанты) росли как грибы под дождем.

Среди директоров дискотек в те времена ходил вот такой документ, в котором был обозначен перечень ВИА и рок-групп, в творчестве которых допускаются искажения советской действительности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *